Выдержка из этой статьи:
"По мнению специалистов департамента транспорта и связи Москвы, самая распространенная схема обмана потребителя — получение 95-го бензина из 92-го с помощью катализаторов. «Усовершенствованное» таким образом топливо приобретает вредные для автомобиля свойства и приводит к дорогостоящим ремонтам и повышенному загрязнению среды. Самые распространенные приемы обмана водителей, по словам представителей ГУБЭП, — недолив, получение с помощью присадок высокооктанового топлива, разбавление бензина дешевыми сортами, соляркой и даже водой.
Официально считается, что в Москве не более 5% поддельного горючего. Однако если проанализировать статистику рейдов по АЗС, проведенных правоохранительными органами, то бензина ненадлежащего качества в столице — примерно 20— 25%. Причем с ростом цен и спроса некондиция увеличивается, и «хлебнуть паленки» можно даже на вполне солидной АЗС с символикой известного бренда. «Как только спрос и цены начинают расти, всегда находятся те, кто хочет предложить товар подешевле. Но сделать это можно только за счет снижения качества», — подчеркивает Константин Рудяк. По данным оперативников ГУБЭП, только в Московской области действует не менее сотни подпольных заводов. В регионах и глубинке на поддельное горючее приходится уже от трети до половины всего реализуемого через автозаправки топлива. И если в Москве и области, по данным проверок, покупателей обманывают на каждой пятой-четвертой АЗС, то по трассам, вдали от крупных населенных пунктов, — на каждой седьмой из десяти.
В Москве и крупных городах работники автозаправок промышляют в основном недоливом. Этот прием используется как на старых АЗС с механическими колонками, так и на современных, компьютеризированных станциях. Недолив «узаконен» и ГОСТом — 50 мл на 10 л отпущенного через колонку топлива, т.е. стакан на бак бензина.
За городом и на дальних АЗС бензин чаще подделывают или разбавляют низкими сортами, дизтопливом, керосином и просто водой. Вода увеличивает детонационную стойкость топлива, т.е. «повышает» октановое число, но она губительна для двигателя. «Вода удобна мошенникам еще и тем, что не позволяет выявить конкретного нарушителя, — рассказала «Профилю» Галина Елькина, инспектор Госторгинспекции России. — Емкости для хранения топлива текут, и невозможно разобраться: появилась вода в результате естественной течи или ее с завода завезли с бензином, а может, она уже была в бензовозе, железнодорожной цистерне или ее все-таки добавили сами работники заправки, чтобы на этом нажиться». Наличие воды тоже допускается ГОСТом и ТУ.
«О том, что вы заправились плохим бензином, можно узнать после того, как машина простоит несколько часов, — говорит Валерий Соколов, ведущий специалист по бензинам НАМИ-Хим. — Она больше не заведется либо двигатель начнет детонировать. В обоих случаях ремонт влетит в копеечку». «Присадки быстро выпадают в осадок, — говорят эксперты Центральной лаборатории проверки АЗС, — двигатель получает бензин, на котором не может работать, выходит из строя компьютер, забиваются отходами топливопроводы и топливные устройства — неприятности идут по нарастающей». Больше всего достается 95-му и 92-му бензинам, их чаще подделывают, изготавливая эти «сорта» из 80-го или даже 64-го — то есть прямогонного бензина. У НПЗ своя «виагра», способная превратить железнодорожную цистерну «прямогонки» в Аи-92. По словам специалистов нефтяных компаний, заводы используют ее, когда полученное технологическим путем топливо не дотянуло до требуемых параметров, чтобы не удорожать производство. Присадку, заверили нас, вводят в микроскопических дозах, как «лекарство». Но где гарантии, что она не попадает к «предпринимателям»?
Суррогатную продукцию легче скрыть, когда она такого же цвета, как и настоящая. Видимо, поэтому окрашенных бензинов в России нет до сих пор, хотя во многих странах ими пользуются уже 40 лет. В свое время основные марки бензина красили и в СССР. По мнению специалистов из «ЛУКОЙЛа», прежде всего надо вводить цвет в низкосортные бензины, из которых «самопальщики» пытаются делать дорогое топливо.
Качество бензина в автомобиле во многом зависит и... от сезона. В ТНК несколько лет собирали и анализировали данные покупателей, недовольных качеством топлива. Изобразив эти показатели графически, специалисты увидели, что пики недовольств приходятся на весну и осень. Оказалось, все дело — в суточных перепадах температур. Нагреваясь днем, бензин ночью резко охлаждается и затягивает в бак влажный воздух. А учитывая, что большинство автомобилистов предпочитают заправляться, когда в баке остается только пара литров бензина, при очередной заправке вся собравшаяся на дне вода и грязь поднимаются струей заливаемого топлива и всасываются в мотор. Поэтому специалисты ТНК советуют хотя бы раз в два года чистить топливный бак машины и заправляться, когда в нем остается еще половина объема топлива."
|