«Выпускные трубчатые коллекторы могут улучшить мощность двигателя... являются более эффективными в диапазонах средних и особенно высоких оборотов, но
если двигатель работает с низкими оборотами, то литые чугунные коллекторы дают хорошие рабочие характеристики, являются более дешевыми , более компактными и менее склонными к образованию утечек выхлопных газов...
...большинство двигателей нечувствительны к форме каналов...пока общая конструкция выпускного коллектора обеспечивает поток,
нет большой чувствительности к неровностям в трубах (иногда закрыто до 2/3 выхода в одном цилиндре),
к изменениям в длине труб и их диаметре, но имеется большая чувствительность к числу изгибов и к их радиусам. Сильные изгибы существенно увеличивают сопротивление потоку и сглаживают эффект продувки, а это почти всегда приводит к снижению мощности...
Не стоит переживать по поводу почти незаметного
эффекта неравной длины труб выпускного коллектора – изменение в длине до 300 мм и даже больше показывает очень небольшие отклонения по мощности...
Конструкция типа "три Y" ... 4-2-1 существенно упрощает общую конструкцию, уменьшает число изгибов и снижает стоимость ... они производили мощность, лишь ненамного меньшую, чем качественный выпускной коллектор с конфигурацией 4-1...
Однако, когда даже лучшие коллекторы типа "три Y" используются с РВ, обеспечивающими продолжительность открывания клапанов более 270°, они часто обеспечивают существенно меньшую максимальную мощность, чем качественные выпускные коллекторы 4-1.
Качественные коллекторы конфигурации "три Y" обеспечивают хороший уровень мощности в двигателях средней форсировки для автомобилей повседневного применения ... часто выдают более широкий диапазон мощности, чем многие системы 4-1...
...конструкторы-энтузиасты могут выбрать выпускной коллектор с первичными трубами относительно малого диаметра (38-41 мм), так как малые трубы поддерживают высокую скорость выхлопных газов, улучшают инерционную продувку и обеспечивают хорошие значения крутящего момента на низких и средних оборотах.
С другой стороны, если вы используете первичные тубы большого диаметра для улучшения мощности на высоких оборотах, то
эффективность продувки на низких оборотах уменьшится, а крутящий момент и топливная эффективность пострадают на типичных оборотах для режима движения. Может показаться, что можно произвести настройку мощности с одного или с другого конца диапазона оборотов, невозможно иметь ее на обоих концах диапазона. Это было в большинстве случаев до появления выпускных коллекторов A.R. (Anti-Reversion, является торговой маркой фирм Cyclone и Black Jack)...
...Reversion относится к нежелательному обратному потоку выхлопных газов во впускную систему... когда скорость выхлопных газов в первичных трубах коллектора мала и инерционная продувка имеет недостаточную энергию для втягивания топливовоздушной смеси в цилиндр при перекрытии клапанов. В этой ситуации обратное давление в системе выталкивает выхлопные газы в каналы впускной системы... обычно имеет место при низких оборотах, особенно когда выпускные коллекторы с большим диаметром труб сочетаются с распредвалами с высокой продолжительностью перекрывания клапанов.
Выпускные коллекторы A.R. проявляют свои преимущества с помощью конуса, предотвращающего обратный поток и приваренного в месте соединения первичных труб и фланца крепления.
Эти конусы чувствительны к направлению потока и помогают уменьшить поток выхлопных газов, поступающих в топливовоздушную смесь.
...Подобный, хотя и менее эффективный, направленный поток
может быть получен в обычном выпускном коллекторе путем введения несогласованности между отверстием во фланце выпускного коллектора и выпускным каналом. Для получения ограничения потока в нужном направлении отверстие во фланце выпускного коллектора должно быть больше, чем диаметр выпускного канала. Несоответствие размеров канала и фланца будет иметь очень незначительное влияние на поток из канала, так как выхлопные газы поступают в трубу большого диаметра с меньшим сопротивлением, а выступающая кромка из-за несогласования размеров будет заметно уменьшать обратный поток в канал. Результатом будет то, что некоторый прирост мощности и крутящего момента в области низких и средних оборотов, обеспечиваемый коллекторами A.R., может появиться на кривых характеристик двигателя с обычными коллекторами...
...Никогда не создавайте несоответствие между размером фланца выпускного коллектора и канала в головках блока цилиндров в верхней части канала. Все "полезное" несоответствие должно быть расположено в нижней части канала, где скорость потока минимальна. Чтобы правильно поместить несоответствие, важно учитывать расположение выпускных коллекторов на поверхности головки блока цилиндров...
...Выпускные коллекторы помогают освобождать цилиндры от выхлопных газов и помогают впускной системе втягивать топливовоздушную смесь. Энергия для этого берется из энергии, содержащейся в самом потоке выхлопных газов. Чем больше энергия, которая может удерживаться внутри труб, пока газы не выйдут в приемную трубу и в выпускную систему, тем эффективнее будет работать выпускной коллектор. Одной из этих форм энергии является тепло, а тепло связано с объемом выхлопных газов и с их скоростью в трубах коллектора. Когда тепло рассеивается от деталей выпускной системы, то скорость выхлопных газов от этого уменьшается и в некоторых случаях это может уменьшить эффект продувки. Отвод тепла от выпускных коллекторов может влиять на мощность другим, возможно даже более действенным способом: оно рассеивается в моторном отсеке, где нагревает выпускную систему и поступающий воздух. Испытания на стенде показывают, что увеличение температуры поступающего воздуха примерно на 6° С уменьшает мощность двигателя на 1%. По этим и другим причинам, включающим и технику безопасности,
теплоизоляция деталей выпускной системы стала довольно популярной...».
Чуть раньше.
«...Большое количество стендовых и ходовых испытаний показали, что простая поперечная труба, соединяющая две стороны в двойной выпускной системе чуть позади приемных труб и перед глушителями, может увеличить мощность двигателя. Прирост мощности от использования поперечной трубы имеет место как на обычных, так и на гоночных автомобилях, но причины роста в разных случаях отличаются. На гоночном автомобиле с открытой выпускной системой и с поперечной трубой между приемными трубами эта труба передает ударные волны выхлопных газов с одной стороны системы на другую. На обычных автомобилях поперечная труба выполняет дополнительную функцию: поперечная труба позволяет каждой стороне двигателя
частично разделять емкость потока комбинированного глушителя. Хотя даже самая эффективная поперечная труба не удвоит поток в системе, улучшение на 25% является обычным делом»...
1. Афонин С. Как увеличить мощность двигателя. Методы увеличения мощности двигателя. Батайск, «ПОНЧиК», 2004. – 130 с.
2. [Электронный ресурс] : Пахомовов А. О настроенном выхлопе.
URL://zaz-tuning.com/articles/exhaust.
PS. «частично разделять емкость потока»... поперечины у нас нет,но есть объединение первичных труб на разной длинне, в какой точке «разделяется емкость потока» в системе чугуний-2 длинных трубы или 4-2-1, 4-1.
: