Автомобили: Дилеры ждут Chevrolet Viva
И уже готовятся чинить новинку
Глеб Столяров
Для Ведомостей
20.09.2004, №170 (1210)
Вторая модель тольяттинского СП “GM-АвтоВАЗ” — Chevrolet Viva на базе Opel Astra предыдущего поколения — поступит в продажу в начале следующего года. Автоторговцы считают, что машину ожидает хороший покупательский спрос, но уже сейчас обучают своих механиков ремонту Viva. Первая модель “GM-АвтоВАЗа”, Chevrolet Niva, не радует покупателей надежностью.
ЗАО “GM-АвтоВАЗ” создано летом 2001 г. Общая сумма инвестиций на момент создания — $338,2 млн, сумма дополнительных инвестиций (на 30 августа 2002 г.) — $195,7 млн. Учредители — концерн General Motors (41,5% акций), “АвтоВАЗ” (41,5% акций) и ЕБРР (17% акций). В 2003 г. “GM-АвтоВАЗ” собрал 25 235 автомобилей Chevrolet Niva. В 2004 г. планируется собрать 55 150 автомобилей.
Компактный легковой автомобиль на базе Opel Astra рассматривался в качестве основной продукции “GM-АвтоВАЗа” еще во время строительства завода этого СП в 2000-2001 гг. Но тогда выбор был сделан в пользу уже подготовленной к производству вазовской модели внедорожника “Нива”, название которой теперь пишут латиницей и с приставкой Chevrolet. Гендиректор СП Джон Милонас объяснял это следующим образом: “Мы вовремя поняли, что для российского покупателя он [Opel] пока недоступен”. Почему теперь принято иное решение, в компании комментировать отказываются. По мнению Вячеслава Смольянинова, аналитика финансовой компании “УралСиб”, на решение мог повлиять заметный рост доходов населения и повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок, что резко снизило конкуренцию в сегменте недорогих автомобилей иностранного производства.
Объем инвестиций в проект не раскрывается, однако ранее один из менеджеров “GM-АвтоВАЗа” в беседе с “Ведомостями” упоминал, что стоимость проекта по выпуску автомобиля на базе Opel составит $332 млн. Источник, близкий к руководству компании, утверждает, что инвестиции в проект осуществляются за счет собственных средств “GM-АвтоВАЗа”. Сторонние инвесторы к проекту не привлекались, утверждает он, и освоение производства Chevrolet Viva не влечет увеличения уставного капитала компании за счет взносов учредителей.
“Российский пакет”
По информации дилеров, уже ознакомившихся с Viva, от предшественника она отличается мало: в ней другая обивка сидений и эмблема Chevrolet вместо Opel. Но по данным производителя, машина адаптирована к российским условиям: на нее будет устанавливаться аккумулятор емкостью 70 а/ч и “пакет для плохих дорог”.
Chevrolet Viva будет выпускаться в двух комплектациях — L (стандартная) и GLS (люкс); последняя оснащена подушками безопасности водителя и переднего пассажира, кондиционером, подогревом передних сидений, противотуманными фарами, легкосплавными дисками, регулируемой рулевой колонкой, задними подголовниками, электрозеркалами с подогревом, а сиденье водителя в этой комплектации будет регулироваться не только в продольном направлении и по углу наклона, но и по высоте.
Как сообщил на прошлой неделе журналистам Милонас, в 2005 г СП выпустит 7500 Viva. По словам источника, близкого к руководству “GM-АвтоВАЗа”, машина будет стоить от $10 000 до $13 000 в зависимости от комплектации. До конца нынешнего года предприятие соберет 456 Chevrolet Viva, которые будут отгружены официальным дилерам для изучения и демонстрации в салонах.
Германский Opel Astra нового поколения, вышедшего на рынок в июне, продается сейчас в России по ценам, начинающимся от $20 000, а прежнего поколения — от $17 230, но такие машины у дилеров компании уже заканчиваются, сообщила “Ведомостям” Мария Магваер, начальник отдела по связям с общественностью “Джи Эм-СНГ” (российское подразделение GM). В 2003 г. в России и странах СНГ было продано 3844 Astra.
По словам Милонаса, в течение года после запуска проекта производство комплектующих для Chevrolet Viva будет локализовано на 43%, а на четвертом-пятом году производства локализация приблизится к 95%.
Запчасти в наличии
Дилеры оптимистично оценивают перспективы новинки. По словам сотрудника компании “Реутов-Моторс”, официального дилера “GM-АвтоВАЗа”, на машину ожидается хороший спрос. Замгендиректора компании “Автоцентр-Тольятти-ВАЗ” Вячеслав Костин говорит, что покупатели уже несколько месяцев спрашивают эту модель, но заявки на нее пока не оформляются. В “Реутов-Моторс” напоминают, что в первые несколько месяцев продаж предыдущей модели Chevrolet Niva очередь на нее достигала 3-4 месяцев. “Сейчас спрос на нее упал, но проблем со сбытом мы не испытываем, — утверждает сотрудник этой компании, — я думаю, что ситуация с Chevrolet Viva будет аналогичной”.
Сотрудник “Реутов-Моторс” говорит, что большинство дилеров “GM-АвтоВАЗа” обладают сервисной базой для ремонта Opel Astra, запчастями и специалистами, ведь они торгуют этой машиной германского производства уже сейчас. По данным на середину августа, “GM-АвтоВАЗ” располагал 82 официальными дилерами в 59 российских городах, 29 из которых одновременно являются дилерами GM, а 26 — дилерами “АвтоВАЗа”. “Я не думаю, что у дилеров возникнут проблемы с обслуживанием, — полагает представитель “Реутов-Моторс”, — а запчасти будут поставляться с “GM-АвтоВАЗа”. С ним согласен сотрудник тольяттинской дилерской компании “Марш” Сергей Вишняков. По его словам, обслуживанием и ремонтом Viva будут заниматься те же специалисты, что обслуживают сейчас Astra. А гендиректор компании “Питер-Лада” Владислав Рыдаев говорит, что сотрудники его компании сейчас проходят обучение по ремонту Chevrolet Viva.
Конкурент “корейцев”
Вице-президент Российской ассоциации дилеров (РоАД) Сергей Алексейчук напоминает, что Opel Astra на российском рынке всегда пользовалась высоким спросом, а ее российский аналог при более низкой цене будут, по его мнению, покупать еще охотнее. Алексейчук считает, что машина будет конкурировать с корейскими марками, прежде всего Hyundai и KIA, а также с Ford Focus российской сборки и перспективной моделью завода “Автофрамос” Renault Logan, поскольку попадает с ними в одну ценовую нишу.
Руководитель отдела по связям с общественностью калининградского завода “Автотор” Павел Лешаков признал, что Chevrolet Viva составит конкуренцию их модели KIA Rio, которая стоит от $10 000 до $12 000. Однако Лешаков надеется на то, что в ближайшие год-два конкуренция в этом сегменте не будет чересчур жесткой, поскольку объемы производства автомобилей иностранных марок в России пока невелики. Начиная с 2001 г. “Автотор” выпустил около 10 000 Rio, а в этом году соберет более 4000 машин этой модели, говорит Лешаков. Рынок недорогих иномарок российской сборки в ближайшей перспективе будет расти, соглашается пресс-секретарь московской компании “Автофрамос” (совместное предприятие правительства Москвы и Renault) Ванесса Леви. Весной будущего года “Автофрамос” начнет выпуск специально разработанной Renault для рынков развивающихся стран модели Logan стоимостью 7000-10 000 евро в зависимости от комплектации.
Мнение участников рынка разделяют и аналитики. “Сейчас рост рынка может простить многие ошибки производителей”, — говорит Гайрат Салимов из инвестиционной компании “Тройка Диалог”. В 2010 г. в России будет продано 3 млн автомобилей, из которых около 900 000 будут иномарками, собранными в нашей стране, прогнозирует аналитик. А Максим Матвеев из Альфа-банка оценивает сегодняшний объем ценового сегмента $10 000-13 000 в 200 000 машин.
А вот планы тольяттинского СП по локализации производства в России аналитики и участники рынка оценивают куда менее однозначно. Довести долю локализации Chevrolet Viva до 43%, а потом до 95% с сохранением качества будет нелегко, говорит Салимов. По его мнению, это можно будет сделать, лишь дождавшись появления в России иностранных производителей комплектующих. Алексейчук из РоАД считает, что российская сборка при контроле со стороны GM не должна повредить качеству Chevrolet Viva. Однако многие опрошенные “Ведомостями” сотрудники дилерских компаний на условиях анонимности жалуются на большое количество рекламаций от владельцев выпускаемого “GM-АвтоВАЗом” внедорожника Chevrolet Niva. По словам главного инженера одной из московских дилерских компаний, самые частые претензии по Chevrolet Niva касаются карданного вала, коробки передач, раздаточной коробки и передних тормозных дисков — все они российского производства.
Постоянный адрес материала:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic ... 9/20/81059