ОТСТАВКА
"GM-АвтоВАЗ" меняет управление
Как стало известно Ъ, внеочередное собрание акционеров СП "GM-АвтоВАЗ"
отправило в отставку Джона Милонаса, гендиректора предприятия,
возглавлявшего СП с его основания в 2001 году. С 31 января место главы
"GM-АвтоВАЗ" займет представитель гонконгской штаб-квартиры General Motors.
Официальной причиной отставки господина Милонаса является его пенсионный
возраст, однако не исключено, что свою роль сыграли маркетинговые просчеты
управляющей команды СП.
СП "General Motors-АвтоВАЗ" создано в 2001 году при участии концерна General
Motors, ОАО АвтоВАЗ (им принадлежит по 41,5% акций) и ЕБРР (17%). Общий
объем инвестиций в проект - $332 млн. С сентября 2002 года СП собирает
внедорожник Chevrolet Niva, сделанный в основном из вазовских деталей. В
2003 году выпущено 25 235 этих машин (продано 21 759), за 9 месяцев 2004
года - 37,9 тыс. (продано 38 073). С сентября СП собрало пилотную партию
Chevrolet Viva - слегка измененного Opel Astra предыдущего поколения.
Слухи об уходе Джона Милонаса с поста гендиректора СП "GM-АвтоВАЗ" ходили
уже несколько месяцев. Официально готовящуюся отставку руководство СП не
комментировало. Но, как удалось выяснить Ъ, в пятницу собрание акционеров
одобрило смену руководства "GM-АвтоВАЗ".
Представитель европейского офиса GM Рудигер Ассьон заявил Ъ, что из-за
начавшихся рождественских каникул он "не в курсе событий". Однако информацию
об итогах пятничного собрания подтвердили в дирекции по связям с
общественностью АвтоВАЗа. Как сообщила советник председателя совета
директоров АвтоВАЗа Елена Чернова, инициатива отставки Джона Милонаса
принадлежит GM, и АвтоВАЗ ее поддержал. По предложению американской стороны
был назначен новый глава СП - сотрудник штаб-квартиры GM в Гонконге господин
Свандо.
Скорее всего, официальной причиной прекращения контракта с Джоном Милонасом
будет объявлено достижение им пенсионного возраста - 65 лет. Однако за два
года работы СП можно найти минимум два серьезных просчета его управленческой
команды. Первый касается ценовой политики на Chevrolet Niva. В начале
прошлого года внедорожник в базовой версии стоил $8 тыс., а с 1 октября 2003
года автомобиль стал стоить ?8,5 тыс. Спрос на него резко упал, и у дилеров
началось затоваривание складов. В прошлом декабре цену на Chevrolet Niva
зафиксировали в рублях (288 888 руб.), но это уже не помогло: из 25 235
машин, собранных в 2003 году, непроданными остались 3476. В итоге был
скорректирован и план на этот год: вместо 60 тыс. машин выпущено 50 тыс.
Кроме того, в октябре прошлого года Джон Милонас объявил, что в середине
этого года начнется выпуск экспортной версии Chevrolet Niva с двигателем
Opel, коробкой передач Aisin, кондиционером, подушками безопасности и ABS.
Сначала планировалось выпустить в этом году 15 тыс. экспортных Chevrolet
Niva, затем план сократили до 4 тыс., на деле же СП приступило к их выпуску
только осенью. Более того, экспорт внедорожников теперь под вопросом: в
начале декабря директор по связям с общественностью GM Daewoo Europe Ханс
Петер Ризер сообщил Ъ, что из-за проблем с качеством Niva вопрос о включении
ее в линейку моделей Chevrolet, продающихся в странах Европы, пока остается
открытым.
_________________ К 150
|