Chevy-Niva
http://www.chevy-niva.ru/n/

Наши в Бангладеш. Экспедиция особого назначения - ЭОН-12..
http://www.chevy-niva.ru/n/viewtopic.php?f=124&t=40732
Страница 1 из 2

Автор:  Trpek [ 16 дек 2010, 08:49 ]
Заголовок сообщения:  Наши в Бангладеш. Экспедиция особого назначения - ЭОН-12..

Может кому это будет интересно...

Недавно мой отец, офицер военно-морского флота в отставке, вдруг решил написать что-то вроде небольших мемуаров. Я сверстал брошюру, вставил отсканированные фотографии и отнёс её на печать в типографию. К моему удивлению материал вызвал неподдельное удивление у печатников. Оказывается они в первый раз слышали о том, что наш флот проводил военную операцию в Бангладеш. Поспрашивав у знакомых я понял, что никто из них об этом тоже не слышал.

А посему я вот решил немного изменить ситуацию...
Wikipedia писал(а):
Бангладеш занимает восточную часть древнего региона Бенгалия. Название государства означает «Страна Бенгалия». На западе, севере и востоке на протяжении 4 тыс. км она граничит с Индией, на юго-востоке (193 км) — с Мьянмой, на юге омывается Бенгальским заливом Индийского океана.

В декабре 1970 года на выборах в Восточном Пакистане победила Лига свободы, выступавшая за автономию. Но правительство Пакистана отказалось передать власть Народной Лиге в Восточном Пакистане. В ответ на всеобщую забастовку и массовые акции гражданского неповиновения, правительство Пакистана 25 марта 1971 года распустило Лигу свободы и ввело военное положение в Восточном Пакистане. О независимости территории Восточный Пакистан было провозглашено 26 марта 1971, что привело к освободительной войне. Однако вооружённая борьба за независимость против пакистанской армии при помощи Индии длилась до 16 декабря 1971 и закончилась поражением центральных властей Пакистана. В этот же день, 16 декабря 1971 было провозглашено об образовании государства под названием Бангладеш.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Bangladesh

Муджибур Рахман - первый президент и премьер-министр Бангладеш.
http://wiki-linki.ru/Page/631919

С первых же дней независимости над страной нависла реальная угроза голода. Молодая республика оказалась не в состоянии ни прокормить многомиллионное население, ни принимать гуманитарные грузы, из-за того, что порты и фарватеры были частично перекрыты затопленными судами, а подходы со стороны моря – минированы. В результате боев было затоплено 150 судов, из них восемнадцать сильно затрудняли судоходство. Четырнадцать лежали на грунте в районе Читтагонга и четыре в районе Чална. Грузы с большинства затопленных судов были выгружены, а сами суда сильно погрузились в ил на глубину от трех до десяти метров, что значительно затруднило их подъем. Постановка мин в ходе индо-пакистанской войны осуществлялась довольно активно обеими сторонами, примерно в двух районах.

3 марта 1972 года самолет президента НРБ шейха Муджибура Рахмана совершил посадку в Москве. Бенгальский лидер встретился с Леонидом Брежневым, побывал у министра обороны Маршала Советского Союза А. Гречко и обратился к советскому руководству с просьбой помочь освободить порты его страны от затопленных кораблей и протралить минные поля. 6 марта командование Тихоокеанского флота получило директиву с указанием срочно готовить экспедицию для разминирования Бенгальского залива и подъема затонувших судов.

2 апреля 1972г. в порт Читтагонг прибыло первое судно отряда - плавмастерская "ПМ-40", оно прошло по узкому фарватеру проделанному индийскими тральщиками. Вскоре пришли из Владивостока океанский буксир и водолазное судно...
http://flot.com/history/events/bangladeshoperation-2/


Встреча нашего военного контингента в порту Читтагонг.
Изображение

Президент Муджибур Рахман
Изображение

Читтагонг. Военная база. Общее построение.
Изображение

Подъём потоленных судов в бухте Читтагонга.
Изображение

Изображение

Изображение

Тральщик.
Изображение

Бухта Читтагонга. Траление мин.
Изображение

Отец в охранении.
Изображение

Кульпоход с личным составом по улицам города.
Изображение

Изображение

В Бангладеш наши войска занимались не только гуманитарными задачами, но и учавствовали в боевых действиях. Вот как это описывает мой отец.

Цитата:
Вспоминается один эпизод, который врезался мне в память на всю жизнь. Бенгальские повстанцы донесли, что у заброшенных штолен спрятались пакистанцы. Решили, что одновременно ударим с двух сторон. Индийцы, совместно с повстанцами с одной стороны, а мы с другой. Вот и заброшенные штольни, что же мы увидели? Пакистанцы ведут к штольне колону пленных, стреляют и сбрасывают вниз. Не дожидаясь подхода «коммандос», стремительно, с криком «Ура!», бросаемся вниз. И такое ожесточение увидел на лицах наших ребят, что понял – никто из бандитов не уйдет живым. Положили сорок пять пакистанцев, наших погибло трое, в рукопашной схватке и мне чуть не размозжили череп, успел увернуться. Зато более сотни пленных было освобождено. Индийские «коммандос» были поражены смелостью русских моряков.

Были потери и в личном составе.

Я вместе с матерью почти два года жил в Бангладеш, на специально огороженной и охраняемой вилле, как и много семей наших офицеров.
Правда мне было всего около шести лет, помню немного... :

Цитата:
15 августа 1975 года в стране произошёл военный переворот, в результате которого погиб «отец-основатель» Бангладеш Муджибур Рахман, а следом за тем ещё целая серия путчей, в стране была отменена конституция и введено военное положение. Власть смог зафиксировать в своих руках герой войны за независимость генерал Зиаур Рахман, период правления которого был ознаменован экономическим ростом и относительной политической стабильностью.

Но уже без помощи Советского союза. Смена правления в стране сменила вектор с социализма на капитализм...

Цитата:
Таким образом, взятые Советским Союзом обязательства экспедиция выполнила полностью и в срок. После окончания работ 12 июня 1974 г. теплоход "Хабаровск" с основным составом 12-й ЭОН ВМФ СССР отбыл из Читтагонга во Владивосток, а спустя 12 дней уехали и остальные члены экспедиции - ЭОН-12 был расформирован.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении задания Советского правительства, 44 военнослужащих, рабочих и служащих награждены орденами и медалями СССР, более ста человек поощрены приказом Главнокомандующего ВМФ. Новообразованная республика еще не имела своих наград, поэтому для командира 12-й Экспедиции особого назначения бенгальские умельцы отчеканили медаль из чистого золота, для офицеров – из серебра, а всем матросам, старшинам и мичманам вручили награды, отлитые из переплавленных бронзовых винтов "Сурмы".


Я в детстве любил играть этой необычной меделью.
Она и сейчас висит у отца на кителе.....

Автор:  Gargorot [ 16 дек 2010, 09:13 ]
Заголовок сообщения: 

Trpek, Интересно! Есть чем гордиться! +

Автор:  Grey [ 16 дек 2010, 09:16 ]
Заголовок сообщения: 

Trpek, молодец, отличная история!

Автор:  Trpek [ 16 дек 2010, 09:18 ]
Заголовок сообщения: 

Gargorot писал(а):
Trpek, Интересно! Есть чем гордиться! +
Только никто об этом не знает. Ветеранов той операции только несколько лет назад приравняли к воинам-интернационалистам.
Так то вот...

Автор:  KVS [ 16 дек 2010, 12:01 ]
Заголовок сообщения: 

Trpek, теперь самую малость знаем,спасибо,молодец.
Кое-кто грезит омыть сапоги в Индийском океане.Оказывается -омывали,и омывали с достоинством наших отцов.

Автор:  M@Йkl [ 16 дек 2010, 12:54 ]
Заголовок сообщения: 

Trpek, зачОт, познавательно..

Автор:  Trpek [ 16 дек 2010, 12:58 ]
Заголовок сообщения: 

APost писал(а):
Trpek, в те года, помницца, я журнал "Пионер" почитывал. :smile_bigsmile:
дык там была статейка про Бангладеш.
тока там президента звали Маджибур Рахман.
Ну так этож наш новый социалистический друг : :smile_cool:

Цитата:
а так наших много было в те года и позже..
а Анголе, во Вьетнаме...
Да вот об Анголе, Алжире, Сирии, Вьетнаме то все знают, а об Бангладеш как-то не слышно...

Автор:  KVS [ 16 дек 2010, 15:41 ]
Заголовок сообщения: 

Цитата:
Американцы, занимавшиеся подъемом четырех затопленных в Чалне судов, посмотрев, как работает советская экспедиция, признали: нет, мы так не можем. Они, вместо того чтобы поднимать суда из реки, лишь выкачивали из них ил, обкладывали снаружи зарядами и подрывали, после чего крупные куски этих кораблей так и оставались лежать на дне. (И это несмотря на то, что все 4 поврежденных корабля стояли на ровном киле с торчавшими над водой надстройками, то есть подлежали буксировке на судоразделку). В глазах советских специалистов такая работа выглядела просто халтурой, поскольку впоследствии любое пришедшее в Чалну судно не могло бы встать на якорь в нужном ему месте.

Тропическая природа тоже своеобразно наградила членов экспедиции у большинства из них к концу командировки, видимо, из-за местной воды выпали зубы.

И по сей день в Читтагонге стоит обелиск советскому матросу, погибшему при оказании братской помощи народу Бангладеш.

Автор:  Механ [ 16 дек 2010, 18:57 ]
Заголовок сообщения: 

Trpek, извини, не удержался, перепостил ссылку на военно- историческом форуме.
Посмотреть можно здесь:

http://www.bigler.ru/forum_vb/showthrea ... ost2394052

Автор:  Trpek [ 16 дек 2010, 20:49 ]
Заголовок сообщения: 

Механ, Ну скажем так я тут выложил малую часть фотографий и минимум сведений. Ну просто так, чтоб люди были в курсе как оно тогда было.
Отсканированных личных фотографий у меня сейчас штук 60, остальные просто лень уже было оцифровывать.
Не буду же я 60 фот выкладывать на техническом форуме :smile_cool:

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/