Chevy-Niva
http://www.chevy-niva.ru/n/

Таймер ограничения времени работы обогрева заднего стекла.
http://www.chevy-niva.ru/n/viewtopic.php?f=16&t=15918
Страница 1 из 31

Автор:  shteyn [ 22 ноя 2009, 03:33 ]
Заголовок сообщения:  Таймер ограничения времени работы обогрева заднего стекла.

Таймер ограничения времени работы обогрева заднего стекла (зеркал) из реле поворотов.
Может кому пригодится.

Проблема: Зимой ли, в дождь ли очень необходим подогрев заднего стекла и зеркал. Но, включив его, мы забываем выключить и обогрев работает непрерывно в течение всей поездки. За это время снег-лед успевает оттаять и вода - высохнуть, а дальше необходимость в обогревателе отпадает, а он все продолжает работать расходуя напрасно довольно много энергии, нагружая и так не очень мощный генератор и к томуже пусть и не много но всеже повышая расход топлива. Кроме того, иногда из за плохого контакта предохранителя обогревателей в монтажном блоке и продолжительной работы обогревателей может нагреваться и выгорать этот самый контакт, что как правило ведет к замене монтажного блока т.к. он довольно не ремонтопригоден. Что является причиной этой поломки, качество предохранителей или качество монтажного блока, сказать сложно, но эта проблема имеет место быть. Логично было бы, чтоб обогреватели отключались через определенное время, например, через 10-20 минут решая вышеописаные проблемы.
На многих иномарках реализован такой режим работы обогревателей, поэтому возникло желание тоже обзавестись такой функцией. Изучив кое какой материал по этому поводу нашел для себя 2 варианта:
1. Можно купить готовое таймерное реле для реализации этой функции от различных сторонних производителей.
2. Воспользоваться подходящим таймерным реле от какого нибудь другого автомобиля, где эта функция уже реализована производителем.
Оба варианта оказались довольно недешевы и не продаются, так сказать, на каждом углу.
Решение пришло само собой, не так давно пришлось поменять монтажный блок в полной комплектации по вышеописаной причине выгорания контакта предохранителя, поэтому появилось бесхозное реле поворотов 495.3747 устанавливаемое во многие отечественные авто. Путем небольшой доработки таймер было решено сделать из него.

Что нам потребуется:
1. Собственно само реле поворотов 495.3747.
2. Конденсатор на 470 мкф не ниже 16 в, подходящий по размерам. Можно купить м магазине или позаимствовать из старой электроники, например из старого компьютерного блока питания или материнской платы.
3. Резистор примерно на 1,5 мОм, желательно SMD (поверхностного монтажа), но подойдет и обычный. Берется тамже где и конденсатор. Примерно, потому что от него будет зависеть время работы обогревателей. При емкости в 470 мкф каждые 100 кОм это 1 минута работы обогревателя. При сопротивлении в 1,5 мОм обогреватель будет работать 15 минут. Можно поставить больше, можно меньше, это по желанию.
3. Маломощная лампа, мощностью до 3 Вт, для проверки работоспособности или светодиод на 12 В. (Необязательно)
4. Самое главное :smile_nod: паяльник, припой, канифоль или флюс и умение с ними работать.

Итак:
Вскрываем с помощю двух небольших отверток или ножей реле.
Собственно вот оно после вскрытия.
Изображение
Выпаиваем реле, шунт, два резистора и конденсатор, обратив внимание и запомнив или записав его полярность.
Изначально реле предполагалось оставить, но в процессе испытаний было выявлено что в постоянно замкнутом состоянии уже через минут 5 оно достаточно сильно стало нагреваться, видимо из за того что было расчитано на работу в прерывистом режиме. Поэтому было принято решение о его удалении, тем более что необходимости в его наличии в нашем приложении нету. Естественно что после удаления наш таймер не сможет коммутировать большие токи, но нам это и не нужно, штатное реле управления потребляет около 180 мА и мощности выходного ключа микросхемы для этого достаточно.
Изображение
После того как все "лишнее" выпаяно.
Изображение
Вместо шунта и реле впаиваем перемычки, впаиваем новый конденсатор на 470 мкф, как показано на фото.
Изображение
Осталось перерезать цепь управления неисправностью ламп и припаять резистор определяющий продолжительность работы обогревателей.
Вариант с SMD (поверхностного монтажа) резистором:
Изображение
Вариант с обычным резистором:
Изображение
Если все сделано правильно то доработаное реле в наладке не нуждается, разве что в подборе продолжительности работы обогревателей. Каждые 100 кОм примерно равняются одной минуте работы обогревателей. Возможно было бы целесообразнее поставить вместо постоянного резистора подстроечный 3-5 мОм, чтобы время работы можно было плавно подбирать, но под рукой подходящего подстроечника не оказалось и я остановился на постоянном варианте. В крайнем случае перепаяю резистор.

Проверка работоспособности:
К 49 контакту реле подключаем +12 В, к 31 массу, а с 49а снимаем управляющий сигнал +12 В, который подключаем к контрольной лампе мощностью не более 3 Вт или светодиоду на 12 В, второй вывод лампы или светодиода на массу. После подачи питания на наш таймер лампа должна гореть в течении времени определяемом резистором установленном в реле, потом гаснуть. Если снять питание с таймера и подать вновь процесс повторяется.

Теперь о подключении в автомобиле:
Снимаем пластиковый щиток панели приборов.
Отсоединяем все колодки подключения кнопок.
Под панелью приборов закрепляем любым подходящим способом таймер. Я приклеил на двухсторонний скотч. Далее делаем все необходимые соединения в соответствии со схемой.
В верхней части рисунка изображено штатное подключение кнопки обогревателя. В нижней части изображен подключенный таймер к кнопке обогревателя.
Изображение
Подключаем 31 контакт таймера к контакту A или C (черный провод) кнопки обогревателя.
Извлекаем контакты с номерами 2 и D (зеленый провод с красными полосами) из колодки кнопки обогревателя. Откусываем ответвление которое шло к D контакту кнопки обогревателя и подключаем зеленый провод с красными полосами к контакту 49а таймера. Это цепь управления включением штатного реле обогревателя.
Подключаем 2 контакт кнопки обогревателя к 49 контакту таймера. Это цепь питания таймера при включенной кнопке обогревателя.
Подключаем D контакт кнопки обогревателя к 49а контакту таймера. Это цепь индикации работы обогревателя.
После того как будут выполнены все необходимые подключения можно собрать панель приборов в обратном порядке.

После всех манипуляций обогреватель будет работать только заданное время после включения зажигания при постоянно включенной кнопке обогревателя, или тоже самое заданное время после включения кнопки вручную. Если по каким либо причинам заданного времени работы обогревателя не хватает необходимо выключить и включить кнопку обогревателя вновь.

Автор:  WESTR [ 22 ноя 2009, 05:48 ]
Заголовок сообщения: 

улыбнуло :P

Автор:  GorAl [ 22 ноя 2009, 11:31 ]
Заголовок сообщения: 

shteyn, Великолепно.Попробую на досуге сделать.
Только один вопрос:в необходимом, упоминается лампочка,но в описании далее и в схеме, индикация включенного состояния осуществляется штатной лампочкой в кнопке включения.Правильно?
На эту тему было довольно много разговоров,а вот такое простое решение впервые.И это надо в FAQ.Кто ещё повторит,протестит-отпишитесь.

Автор:  5zigen [ 22 ноя 2009, 11:34 ]
Заголовок сообщения: 

shteyn, Жаль что я в такой элекстронике ничего не понимаю, но идея дельная...

Автор:  shteyn [ 22 ноя 2009, 11:46 ]
Заголовок сообщения: 

GorAl писал(а):
shteynТолько один вопрос:в необходимом, упоминается лампочка,но в описании далее и в схеме, индикация включенного состояния осуществляется штатной лампочкой в кнопке включения.Правильно?

Да, все правильно, упоминаемая лампочка нужна только для испытания таймера в домашних условиях, перед установкой на автомобиль. Индикация на автомобиле конечно осуществляется штатной лампочкой в кнопке обогревателей.

Автор:  shteyn [ 22 ноя 2009, 11:49 ]
Заголовок сообщения: 

5zigen писал(а):
shteyn, Жаль что я в такой элекстронике ничего не понимаю, но идея дельная...
Тут по сути в электронике ничего особо понимать не надо, просто выполнить все что написано в описании пошагово. Если с паяльником не в ладах, это конечно сложнее. В крайнем случае найти знакомого который поможет это осуществить, там делов по сути не больше чем на час с перекурами.

Автор:  Spiridonich [ 22 ноя 2009, 11:52 ]
Заголовок сообщения: 

Прикольно! Только реле у нас называется 495.3747
В развитие темы предлагаю нагреватели зеркал и заднего стекла вывести на разные реле. При этом нажатие кнопки включает обогрев зеркал на постоянку, а обогрев заднего стекла на заданное время.

Автор:  shteyn [ 22 ноя 2009, 12:07 ]
Заголовок сообщения: 

Spiridonich писал(а):
Прикольно! Только реле у нас называется 495.3747

Да, спасибо, исправил, последняя цифра плохо читалась на релюхе.
Spiridonich писал(а):
В развитие темы предлагаю нагреватели зеркал и заднего стекла вывести на разные реле. При этом нажатие кнопки включает обогрев зеркал на постоянку, а обогрев заднего стекла на заданное время.
Идея не плохая но требует более сложного вмешательства в электрику автомобиля. Как минимум в этом случае требуется установка дополнительного силового реле. Остается тогда открытым вопрос с индикацией работы обогревателей. Как вриант можно поставить дополнительную кнопку.

Автор:  Spiridonich [ 22 ноя 2009, 12:22 ]
Заголовок сообщения: 

shteyn, а что за мелкосхема в реле стоит? Я тут маленько погуглил, там вроде u2043b ставится. так у нее в даташите написано что емкость должна быть не более 47 мкФ, а резистор от 6.8 кОм до 510 кОм. :? Правда это для мигалки, по таймеру там ничего нет :smile_doh:

Автор:  Spiridonich [ 22 ноя 2009, 12:27 ]
Заголовок сообщения: 

shteyn писал(а):
Идея не плохая но требует более сложного вмешательства в электрику автомобиля. Как минимум в этом случае требуется установка дополнительного силового реле. Остается тогда открытым вопрос с индикацией работы обогревателей. Как вриант можно поставить дополнительную кнопку.

Нет, все должно управляться одной кнопкой, иначе смысл теряется. Двумя кнопками я и сам могу обогреватели по отдельности включать : А так индикатор остается как есть, в кнопке. Показывает включение обогрева зеркал, а заднее стекло тихо отрабатывает по таймеру и отключается. Как вариант можно от таймера светодиод в БКЛ вывести.

Страница 1 из 31 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/