Chevy-Niva http://www.chevy-niva.ru/n/ |
|
Контроллер-автомат_ДХО/сигнализатор_ручника на однокристалке http://www.chevy-niva.ru/n/viewtopic.php?f=16&t=16292 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Serge_ISA [ 30 май 2013, 09:11 ] |
Заголовок сообщения: | Контроллер-автомат_ДХО/сигнализатор_ручника на однокристалке |
В теме "Автоматически включаемый свет" http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=37284 Beard29 предложил очень удачное схемное решение контроллера дневных ходовых огней (ДХО) на основе микросхемы К564ИЕ10. Воспользовавшись его идеей, в этой же теме я публиковал свой вариант контроллера ДХО, собранного на микросхемах 561/564 серии: часть 1я - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=3845902#3845902 часть 2я - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4079990#4079990 часть 3я - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4251611#4251611 Время шло, железка работала себе и работала, но хотелось упростить схему до минимума. И вот руки дошли... : Контроллер ДХО/сигнализатор ручника собран на микроконтроллере AVR ATTiny13/ATTiny13A (см.схему): ![]() На входы устройства подаются сигналы с датчика скорости (Д.С.), включения ближнего и дальнего света фар, включения ручного тормоза и фиксируемой кнопки "Включение/Отключение ДХО". На выходе устройство формирует сигнал управления реле включения/отключения ДХО и звуковой предупреждающий сигнал о забытом или ошибочно включёном ручнике. ДХО автоматически включаются после прихода на устройство 12-и импульсов с датчика скорости, за это время автомобиль проезжает 2м. ДХО автоматически отключаются/не_включаются, если отжата кнопка включения ДХО, или выключено зажигание, или поднят ручник, или включён ближний/дальний. Сигнализатор поднятого ручника (пищалка) включается после 6-х импульсов с датчика скорости (т.е. если проехать на ручнике ~1м) и верещит до тех пор, пока ручник не будет опущен. Монтаж устройства удобен тем, что почти все подключения осуществляются к разьёмам комбинации приборов, и только один провод "уходит" в моторный отсек и один к блоку предохранителей. Плата прикручена короткими шурупами к задней стенке комбинации приборов: ![]() Кнопка "Включение/Отключение ДХО" в моём случае расположена на приборной панели непосредственно над кнопками включения габаритов/фар: Контроллер может управлять ДХО, реализованными любым из известных способов - дополнительно устанавливаемыми фонарями, ближним светом фар, противотуманками или "половинками" дальнего света фар. Т.к. у меня реализован именно последний способ, то его я и буду рассматривать дальше в качестве примера. Дневные ходовые огни на "половинках" дальнего придуманы давно и не нами и делались на старых американских/японских автомобилях. Суть решения заключается в том, что в одной фаре контакт массы лампы дальнего света переключается на питающее напряжение, что приводит к последовательному включению двух ламп дальнего света и свечению их, упрощенно говоря, вполнакала. Преимущества реализации ДХО на "половинках" дальнего: 1. не покупаются и не ставятся на машину всякие дополнительные "колхозные" светильники, 2. нагрузка на бортовую сеть включенных последовательно 2 ламп дальнего ~в 2 раза меньше , чем у штатных ближнего света или противотуманок, 3. экономия ламп ближнего света и ламп противотуманок - лампы дальнего в разы дешевле и легче меняются, а при работе в полнакала практически "вечные" : 4. направление пучка дальнего света по определению более "правильное" для ДХО, нежели пучка света ближнего или противотуманок. Яркость "половинок" дальнего близка к оптимальной. Для сравнения можно посмотреть на фотографии, сделанные Sergei55_ru: ![]() "Подкапотная часть": В левую фару врезан двухконтактный разьём (от дверных концевиков). У этого разьёма на задней части есть своеобразный "буртик", который очень плотно защёлкивается в вырезанное отверстие. Плюс всё замазано герметиком: Реле припаяно к двум проводам от внедрённого разъёма и в разрыв двух коричневых "земляных" проводов от разъёма лампы дальнего света. Реле вклеено внутрь фары. Теперь рассмотрим процедуру "прошивки" микроконтроллера, т.е записи управляющей микропрограммы в его энергонезависимую память. Схема простейшего программатора для программирования микроконтроллеров ATTiny программатором PonyProg: Провода для подключения к порту LPT компьютера должны иметь минимальную длину (на практике 10-15см нормально). Питание Vcc=+5 вольт можно взять от USB-порта или с разъема клавиатуры, резистор 1-10кОм. В случае программирования микроконтроллера прямо в схеме, выводы микроконтроллера подключаются напрямую к LPT-порту, дополнительная обвязка при этом не требуется. Программу программатора PonyProg можно бесплатно скачать здесь: http://downloads.sourceforge.net/ponyprog/PonyProg_V207c.zip Процедура прошивки: 1. Запускаем PonyProg. Если это первый запуск, то настраиваем - меню "Setup", "Interface Setup". Выбираем "Parallel", "Avr ISP I/O", "LPT1". После чего запускаем т.н. калибровку из этого же меню. 2. В списке "Device" выбираем "AVR micro", "ATTiny13". 3. Подключаем программатор с микроконтроллером или собранный девайс, подаём питание на программатор/девайс. 4. Пробуем прочитать микроконтроллер, чтобы убедиться в работоспособности всей связки - меню "Commands", "Read Program (Flash)" 5. Если чтение прошло успешно, загружаем файл прошивки - меню "File", "Open Program (FLASH) File"... 6. Устанавливаем т.н. конфигурационные биты - меню "Commands", "Security & Configuration Bits". Ставим галочки для CKSEL1, SUT0, SUT1, SPIEN 7. Шьём - меню "Commands", "Write All". Возможно будет ошибка. Объяснять, почему она может возникать не буду, это не страшно. 8. Проверяем - меню "Commands", "Verify Program (Flash)". Должно пройти успешно. Прошивка v.1.2 - http://yadi.sk/d/KrXclRZk79o37 Прошивка в формате hex (выделенное курсивом скопировать и сохранить в файл с произвольным именем и расширением .hex): FC C018951895189518951895189518956C FE90DBFE0E6F0E00027019371 F030E9F7EF39D9F7EEE1FF27EA95F083F1 E9F709E007BB06E308BBC098C398F8944A E120D003950113FCCF29D030E022 DC0C09800271CE015D021D030E03C F4CF03950113F8CF42D0EFCFC398F9 D030E0231305C046D005D004D0C09A68 E5CFC098E3CFB49905C00AD016D0B49993 C0FBCF05D011D0B49B01C0FBCF0895A3 A000B29906C030D0B29903C020E0C09804C015 B0002AD0B29BF7CF21E00895B19905C023D093 C000B19902C020E005C01ED0B19BF8CF21E05D D000C09808950F931F932F930FEF10E020E027 E000015010402040E0F72F911F910F9108958B F000C39AF0DFC398EEDFD3DF30E0231301C0F3 F7CFC39808950F931F932F9308EE13E032 E0015010402040E0F72F911F910F91F7 FF Спасибо за внимание. :!: PS: И традиционно - всё что вы возможно будете делать, руководствуясь вышенаписанным, вы будете делать на свой страх и риск - автор ничего и никому не гарантирует. |
Автор: | carmack [ 30 май 2013, 09:21 ] |
Заголовок сообщения: | |
большой вопрос насчет вечности ламп вполнакала |
Автор: | Serge_ISA [ 30 май 2013, 09:27 ] |
Заголовок сообщения: | |
carmack писал(а): ... а так что мешает подлкючить ...
Вопросы нужности/целесообразности/крутости и т.д. здесь обсуждать не хочу - всё это было в больших количествах в исходной теме. Пожалуйста туда - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=37284 Здесь по возможности давайте обсуждать конкретный проект. OFFTOP: Питерцы, подарю первому встреч... желающему предыдущую версию контроллера ДХО: ![]() UPDATE: Подарен. |
Автор: | Konstantin [ 31 май 2013, 15:13 ] |
Заголовок сообщения: | |
Посмотрел ток потребления контроллера - микроамперы. Нужен ли здесь стабилизатор 7805? Можно наверно упростить до простого стабилитрона? |
Автор: | Ivanych [ 31 май 2013, 15:43 ] |
Заголовок сообщения: | |
Serge_ISA, Хотелось узнать температурный диапазон и помехоустойчивость работы данного схемного решения. |
Автор: | Viktor154rus [ 31 май 2013, 19:47 ] |
Заголовок сообщения: | |
carmack писал(а): большой вопрос насчет вечности ламп вполнакала
При покупке авто был установлен блок управления ДХО. 40% яркости ламп дальнего света. 20 месяцев- пока ни одной лампы не сменил (Philips). Время работы- от двух до десяти часов в день. Свет хуже (тусклее) не стал. Моё мнение- уже хорошо. |
Автор: | Serge_ISA [ 01 июн 2013, 01:19 ] |
Заголовок сообщения: | |
Konstantin писал(а): Посмотрел ток потребления контроллера - микроамперы. Нужен ли здесь стабилизатор 7805? Можно наверно упростить до простого стабилитрона? Не пробовал, видимо можно. У меня есть кучка 78L05, поэтому даже мысли не возникло её чем-то заменять. : Ankudinov писал(а): Serge_ISA,Хотелось узнать температурный диапазон и помехоустойчивость работы данного схемного решения.
Можно я не буду открывать даташиты и копипастить оттуда циферки? При желании это можно сделать самостоятельно. А я просто приведу примеры из практики: http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=27587 - "Расходомер на однокристалке... ;-)" http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=47194 - "Круиз-контроль" http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=50970 - "Простейший климат-контроль" Эти проекты на AVR-ах я использую уже по несколько лет круглогодично и практически при каждодневной эксплуатации машины. Никаких проблем из-за температурного режима не замечено. По поводу помехоустойчивости. Всё вполне решаемо программно. Если автор озадачился хотя бы простейшими способами, то результат как правило весьма положительный. Из вышеприведённых примеров только 3-й периодически "косячит" - портит настройки, сохранённые в NVRAM. В 1-м проекте я настоял, что бы была применена программная фильтрация входного сигнала - результат сугубо положительный. Если говорить конкретно про обсуждаемый проект, то я применяю и программную фильтрацию сигнала с датчика скорости, и антидребезговый алгоритм для обработки оставшихся входных сигналов (ближний, дальний, ручник). |
Автор: | ШАндрей [ 02 июн 2013, 12:45 ] |
Заголовок сообщения: | |
carmack писал(а): большой вопрос насчет вечности ламп вполнакала В конце 2010г. сделал себе дальний в полнакала, так вот ещё ни одной лампы дальнего не поменял!
|
Автор: | Cybermaniac [ 13 июн 2013, 00:14 ] |
Заголовок сообщения: | |
Что за полевик, который ворочает реле ДХО? Ну, или какие Uсток-исток, Iмакс достаточны для этой бортсети? |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |