в общем так - в воскресенье таки добрался до моторного отсека и нового датчика установленного первым, после которого машина все равно кипела. сначала сварил еще раз (для гарантии) в чайнике заранее верный (выбранный из шести магазинных) датчик - бортовой комп показал ровно 99 градусов, как и положено и как было в предыдущие разы при кипячении - т.е. показания с этого датчика стабильны. выкрутил из термостата тот новый датчик, что поставил первым без проверки... и он сука, показал при кипячении 87 градусов!! на 12ть градусов врал новый датчик купленный первым попавшимся из магазина без проверки!! и ясен пень, машина кипела, а контроллер думал, что температура нормальная и не включал вентили... и я тогда пришел к выводу, что дело не в датчике и стал рыть дальше и поменял и термостат и затем помпу... прихожу к выводу, что без проверки датчиков в магазине просто ничего покупать нельзя
поставил заранее выверенные датчики и возле термостата и на блоке цилиндров. через пару дней заведусь и уже буду смотреть на совпадение показаний по приборам. по идее, т.к. датчики выверены, сейчас они должны совпадать весьма точно. и если через время показания начнут разниться - значит какой-то из датчиков начал врать... хоть какой-то метод условной диагностики