АП :
эпиграф:
Если долго, долго, долго,
Если долго по тропинке,
Если долго по дорожке,
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно... амортизаторы оторвать.
стоим мы дня за два перед поездкой на кольский с моим штурманом феликсом, обсуждаем усиления ходовки ШНГ (и защиту рычагов снизу и втулки на балку и усиленные ступицы и т.д.) и смотрим на левый кронштейн переднего амортизатора. он спрашивает:
- а тут что?
я отвечаю:
- да вроде в интернетах пишут, что отрывает их иногда...
он смотря на кронштейн:
- где?!
и вот мы в две головы и четыре глаза смотрели, смотрели, да так и не высмотрели, где же их может оторвать. даже придумать не могли.
уже после мыса Немецкого, на полуострове Рыбачий, едем обратно на средний, темп езды ралли-рейдовый, на очередной кочке чего-то сделало бух-бах, я пытаюсь притормозить - а тормоза практически отсутствуют (хорошо что не на спуске\подъеме, да еще и с поворотом...). кое-как останавливаемся, сообщаем по радиостанции коллегам о проблеме, выходим, смотрим - левый верхний кронштейн амортизатора оторван, соответственно он за собой утянул и оборвал тормозную трубку. подходит <user name="Spiridonich">, видит сие и с оптимизмом сообщает, что буквально в этих же местах, два года назад он ровно так же оборвал здесь верхний кронштейн амортизатора с тормозной трубкой. я иду к его машине и к машине Жива и смотрю на их кронштейны - все усилено и обварено, у Жива кронштейны стоковые вообще отрезаны с обеих сторон и исполнены из листов металла чуть-ли не 6ки))
в общем по опыту Спиридоныча глушим трубку, доезжаем кое-как до лагеря, там Феликс снимает оборванную трубку (я в это время был уже в предауте - меня уже начинало знобить, на следующий день началась температура и немецкую дорогу по кочкам я половиной вообще проспал приняв во внутрь терафлю, которое кстати очень и весьма неплохо помогло от усугубления), ставит вместо нее трубку из ЗиПа Спиридоныча (огромное ему спасибо за нее, я и подумать не мог о тормозной трубке в ЗиП), она немного короткая была и ее не хватало, но уже нарастили ее моим тормозным шлангом из ЗиПа, соответственно опять же по совету бывалых с оторванными кронштейнами, тормозную трубку крепим пластиковым хомутом и саморезом напрямую к лонжерону. смотрим вторую сторону - там кронштейн уже тоже на половину надорван и так же отвязываем от него тормозную трубку и весьма своевременно - на следующий день оторвали и второй кронштейн еще не выезжая со среднего. домой уже ехали без обоих амортизаторов - на мой взгляд машину на трассе телепало как цветок в проруби, а вот феликсу очень нравилось это - для него было почти как на его фурах (он дальнобоем работал)))
теперь о причинах и следствиях. на мой взгляд к этому привело две причины:
а) использование "удлинителей" амортизаторов (см. картинку). они перенесли точку приложения ударных нагрузок дальше от начала штока амортизатора, появился бОльший рычаг и соответственно ударными нагрузками начало загибать его. а как загнуло - появился рычаг уже в другой плоскости и кронштейны начали работать уже на излом, а т.к. металл там двойка - вот и порвало его.
с другой стороны у Спиридоныча ранее его оторвало без всяких удлинителей. повентилировав форум нашел, что у некоторых причина в браке в изготовлении - там всего лишь прихватками приварена верхняя крышка кронштейна. хотя у меня другой случай - характер моих повреждений показывает, что порвало сам металл, а не места сварки.
кстати без удлинителей и с лифтом я вполне успешно проездил года три-четыре, но потом в комплекте пришли эти удлинители и я решил "попробовать как оно"... на свою голову) в общем выводы можете сделать сами - для того и пишу.
б) второй причиной был скоростной ралли-рейдовый характер прохождения маршрута по местным весьма каменистым грунтам, что обуславливало большие ударные нагрузки на узел. в некоторых местах на среднем\рыбачьем навигатор на одной из машин выдавал предупреждение о превышении скорости в 60 км\Ч) т.к. у ребят кронштейны были уже усиленные, а у меня стоковый - то пункт первый + второй и обеспечили неминуемую кончину кронштейнов.
соответственно по приезду встал вопрос, что не дело ездить без передних амортизаторов и надо бы это дело починить. основной вопрос у меня вызывало как снимать кронштейны, которые крепились к самим лонжеронам и на которых сидела и балка и двигатель через опоры. т.к. опасения вызывало смещение отверстий и потом обратная их посадка. но практика показала, что не все так трудно - работы то выполняли последовательно - сначала правый кронштейн, левый соответственно прикрученный и держит балку и двигатель + поддомкрачивание балки и двигателя (спасибо <user name="Trent63"> за консультации - тоже знатный отламыватель кронштейнов и разрушитель ШНГ). потом вторую сторону. открутилось все собственно без особых проблем.
после снятия правого кронштейна наблюдаем вот такую картину:
видим, что металл просто-таки порвало:
а все потому, что металл там - двойка! (
или потому, что сей автомобиль не предусмотрен заводом-изготовителем для преодоления таких маршрутов и препятствий и гарантия не распространяется?!)) была бы там хотя бы тройка (а еще лучше - четверка) - думаю таких последствий уже бы не было.
в общем тулим все на место:
изготавливаем пластины усиления:
привариваем (тут прихватками, т.к. болтовое соединение впереди):
и привариваем косынки-усилители, все проваривая швами:
может быть конечно стоило заменить вообще кронштейн из двойки на более прочный из более толстого металла, но был лимит по времени, наварены разгружающие и усиливающие косынки + соответственно теперь не планируется использование этих адских удлинителей амортизаторов.
собираем до кучи переднюю сторону:
кстати, при откручивании, выяснилось, что отгнили ограничители болтов (жестяные кстати) в лонжеронах (болты там с квадратной головкой), пришлось приварить ограничители уже из пятерки). целевая модель.
с другой стороны наблюдаем несколько иную картину - тут порвало уже сам кронштейн:
изготавливаем усилитель задней плоскости кронштейна:
прихватываем и привариваем + косынки-усилители-разгрузители:
в процессе так сказать производства, в интернетах <user name="sem59"> сообщил:
- Андрюха, нижние кронштейны амортизаторов обрывает еще быстрее, чем верхние! (с)
заглянув в его БЖ и ознакомившись с его богатым опытом отрыва нижних кронштейнов амортизаторов и способами исправления этого, я тепереча решил сработать в упреждение (один хрен рычаги то сняты) и усилить сразу и нижние кронштейны амортизаторов на чашках. сначала это выглядело так:
потом стало выглядеть так:
а потом стало выглядеть вот так:
ну собственно теперь узел передних амортизаторов надеюсь усилен вдоль и поперек)
p.s. кстати о птичках - в процессе разборки, очень много неприличных слов вызвал болт на картинке ниже - там кронштейн изготовлен так, что на него ни ключ толком, ни головка не налазят, чтобы его держать, а все потому, что толи конструктор так предусмотрел, толи при изготовлении так сделали - нижняя стенка кронштейна так близко к головке болта, что не позволяет надеть на нее ни ключ, ни торцевую головку! в итоге контрил отверткой в распор, после снятия надрезал нижнюю стенку болгаркой, молотком отогнул и снова приварил - т.е. сделал как и должно быть с завода!
здесь на картинке представлен заложенный конструкторами и изготовителями ГМ-Автоваза элемент концентрации неприличных слов:
http://www.drive2.ru/l/5774814/