29 августа
Вещи собраны. Поспал три часа после работы, чтобы ночью проскочить горный участок М5
30 августа
Выехали в ночь после полуночи. Трасса М5 в это время все ж существенно меньше загружена, чем днем. Хотя фуры все равно едут. Но никто в лоб не вылетает, обстановка более спокойная. Гаишников нет. В 8 утра доехали до поворота на Бугуруслан, свернули и через несколько километров встали в ближайшем лесу поспать.
Где-то часа 4 проспали, собрали палатку, стряхнули ползавших по ней клещей и поехали дальше. Дорога через Бугуруслан не понравилась – много населенки, через которую проходит дорога и трафик тоже присутствует, особенно ближе к Самаре. На ночлег встали после города Пугачев в лесополосе:
Всю ночь неподалеку работали тракторы, поле наверно вспахивали.
31 августа
Утром клещей по палатке ползало еще больше, чем в Оренбургской области, еще один был найден в спальнике у Ани. Долго и тщательно все осматривали, выбросили клещей, потом поехали дальше. До Саратовской объездной по восточному берегу Волги. В Волгоградской области купили арбуз и дыньку. Очень сладкие и вкусные. На ночлег встали возле Оленьего пляжа на Волге. Хорошее место:
1 сентября
Утром был обнаружен только один клещ, а не десятки, как возле Пугачева. Завтракаем купаемся в Волге и едем дальше. В Волгограде заехали на Мамаев курган. Комплекс впечатлил, жаль, что Вечный огонь находится на ремонте.
Панорама Обороны Сталинграда по понедельникам закрыта, так что туда не попали. Посмотрели небольшую выставку бронетехники и мини-поезд военных лет, руины мельницы Гергардта:
Затем пообедали в столовой неподалеку и поехали дальше. Дорога до Элисты хорошая, но полно ограничений скорости. Штук 5 камер насчитали. На въезде – ДПС со знаком STOP. В Элисте были уже вечером. Зашли посмотреть на Центральный хурул:
Внутрь уже не попали – закрывался. Походили снаружи, покрутили барабаны:
Гостиница в Элисте как-то снаружи не понравилась, поехали дальше. На ночлег встали на поле у лесополосы недалеко от села Алексеевского в Ставропольском крае где-то часа в 2 ночи по нашему Уральскому времени. Скажу сразу, что мы и жили в этом путешествии по нашему времени и часы не переводили. Ночью был сильный ветер, не зря натянул бОльшую часть растяжек палатки. Все это проделывали в свете фар.
2 сентября
Решил сделать «тайник» - закопал в пашне большинство газовых баллонов и тушенки, чтоб не было вопросов у Грузинской таможни. Как выяснилось, этого можно было и не делалть. Клещей на этот раз не было. Понравилась проселочная дорога между Журавским и дорогой на Минеральные воды. Улучшенная камнями грунтовка, зато совсем нет машин. Здесь уже открывается вид на горы КавМинВод:
В сторону границы едем через Георгиевск, затем Прохладный, Майский. После по треку свернули на какую-то грунтовку. Она вывела к железнодорожному переезду, который перекопан и загорожен железобетонными столбами. Едем вдоль железной дороги по полевой дороге. Дорога часто меняет направление, снова появляется грунтовка, улучшенная камнями. В итоге выезжаем к поселку в Северной Осетии. Едем за какой-то Газелью. Возле поля стоит полицейский и еще какой-то бородатый дядько в камуфляже. Оба с автоматами. Газель возле них остановилась - наверно узнать дорогу, мы едем дальше, по направлению к трассе. Вдоль домов поселка все перекопано, но полевая дорога вскоре выводит на асфальт, и тут же стелла, что здесь начинается Северная Осетия. Во Владикавказе последняя российская заправка и едем в сторону Верхнего Ларса. На границе очередь, которая не двигается. Как выяснилось, недавно в Дарьяльском ущелье ночью сошел сель и завалил несколько машин, были погибшие. Грузинская полиция не пускает машины ночью. Закрыли машину и проспали в ней до утра.
3 сентября
Утром движение открыли, еще часа два-три и мы прошли границу. На нашей стороне, конечно, дело движется медленнее, чем на Грузинской. Кроме того, не доезжая 1-2 километра до Грузинской части границы работает полиция, чтобы машины не лезли в два-три ряда. Вообщем, остается только порадоваться за грузинов, что у них есть такая полиция. После границы едем в Степанцминду и поднимаемся по каменистой грунтовке к Цминде Самеба. Погода таки порадовала. Здесь открывается обалденный вид на гору Казбек, поселок Степанцминда и конечно, саму Цминду Самеба:
После осмотра, здесь же и варим завтрак. Машины здесь – Нивы-коротыши и Mitsubishi Delica, которые возят туристов из Степанцминды. Проехал Duster из Уфы, поздоровались. После завтрака едем вниз, меняем деньги по довольно не выгодному курсу 0,041 лари за 1 рубль, и дальше по военно-грузинской дороге. И здесь вокруг очень красивая природа. Но в поселках часто мы видим разруху и запустение. Более-менее хорошо выглядят только те места, которые пользуются спросом у туристов – та же Степанцминда, откуда начинаются восхождения на Казбек, горнолыжный курорт Гудаури. Дорога забирает все выше, есть серпантины. Останавливаемся возле отложений от минеральной воды, которая стекает с горы, фотографируемся:
Дальше – панорама Дружбы народов.
Построена в 1983 году. Видно, что давно не ремонтировалась, некоторые фрагменты уже осыпались. Вид с нее открывается очень красивый:
Днем доехали до крепости Ананури, я немного походил по ней:
Аня и Лиза не пошли. Затем купались в Жинвальском водохранилище. Вода еще вполне теплая по нашим Уральским меркам. Дальше ищем, где остановиться. Встали в отеле Арагви за 60 лари/комната. Хозяина зовут Гуджа. Сначала едем, затем идем искать магазин. А идем, потому что полиция не хочет нас выпускать обратно в сторону Ананури. В сторону границы стоит вереница машин с российскими номерами на обочине, которые после 5 вечера не выпускают в сторону российской границы. Машину мы оставили не доезжая до этой вереницы и пошли в поселок Жинвали, где городские дома (4 и 8 этажей). Во дворах бегают куры, много сарайчиков, за 8-этажками растет виноград. Под лоджиями первых этажей лежат дрова:
Мужики у гаражей режутся в нарды. Женщины выглядят устало. С магазинами здесь туговато, фрукты не купили, винограда нет. Купили только хлеб и пива. Вообщем, эдакое грузинское гетто. По словам Гуджи, в этом поселке работы нет, полно безработных. Зимой свои квартиры они отапливают печками-буржуйками на дровах, т.к. газ очень дорогой. Благо, что отопительный сезон здесь длится всего месяца полтора. Зимой таки снег выпадает, но не очень много и лежит не долго. Жинвальское водохранилище и ГЭС строились с 1971 по 1985 годы. Население поселка было расселено выше перед затоплением. Тем, кто хотел держать свое хозяйство, дали сельские дома, остальные переехали в корпуса 4 и 8 этажей. Сейчас ГЭС продана забугорному хозяину и немалые деньги, которые они платят за электроэнергию, просто утекают из страны. И так было продано очень немало подобных предприятий в стране. Особенно во времена Саакашвили. Грустно. Вечером ужинаем в Хинкальной. Хинкали по 0,6 лари, хачапури по 6, Набеглави – 1,5 за бутылку. Заказали две хачапури, но объелись одной. Готовят очень вкусно. Вторую решили забрать с собой и утром ее умять. Поздно вечером в отель заселился мотоциклист из России, с которым мы часто встречались по дороге в Шатили и обратно.
4 сентября
Сегодня решили ехать в Шатили. Заправились на заправке до вереницы машин по 2,12 лари за литр. Даже утром не всех выпускают. Нас таки выпустили обратно. Дорога после моста через Арагви, идет по другому берегу Жинвальского водохранилища. Вначале асфальт, который потом становится все более разбитым и вскоре сходит на нет. Здания школ в поселках закопченные снаружи, видно, что их тоже отапливают буржуйками. Дальше дорога вьется вдоль реки переходя то на одну сторону ущелья, то на другую. Где-то по дороге попался вот такой орел:
Здесь уже только небольшие деревни. Часто по дороге ходят коровы. Иногда они на ней просто лежат и отдыхают. Уходить не хотят и на сигналы не реагируют. Аня выходит из машины и прогоняет. Дальше дорога по серпантину поднимается на перевал Медвежий крест, высотой 2700 м. Виды отсюда открываются очень красивые:
Вниз опять по серпантину. После спуска дорога вьется уже вдоль другой речки:
С гор стекает много ручьев. Прямо у дороги водопадики:
Одним словом, очень красивая дорога! Но ездить здесь на недоприводе и без понижающей передачи, или хотя бы без короткой первой местами будет затруднительно. В Шатили приехали часа в три дня. Я поднимаюсь на гору, чтобы сделать кадры крепости сверху:
Аня с Лизой сразу пошли бродить по ней. Виды с горы красивые, не зря поднимался.
В самой крепости, выглядящей снаружи компактно, оказалось не мало домов.
В одном из них даже располагается гуестхауз. После фотосессии, едем обратно. В горах сгущаются тучи. Возле башни
немного не доезжая до серпантина к перевалу Медвежий крест, мотоциклист чинил мотоцикл, но от помощи отказался. На встречу проехали два мотоциклиста из Украины, замеченные вчера возле Цминды Самебы. После спуска с перевала, накрыл ливень с градом. Такой силы, что видимость метров 10-15. На перевале нас обогнал внедорожник TLC. Один путешественник, вроде из Польши. В поселке он уминал свой обед. А мы без остановки до Жинвальского водохранилища, где остановились на фотосессию.
По дороге на встречу попались несколько полицейских машин с включенной мигалкой и скорая. Видно, что-то случилось. Наш мотоциклист нагоняет нас возле Жинвальского водохранилища – с ним все в порядке. К отелю приезжаем вечером, хинкальная закрывается. Варим тушенку с гречей на плите сами и ужинаем. Рассказываем Гудже о поездке в Шатили. Советует съездить еще в Омало. Жаль, что у нас так мало времени, не получится в этот раз.