Опять про шум раздатки.
Все не выходит из головы проблема. Чем же нивовская раздатка выделяется из своих механических собратьев. Свистит на скорости уже 40 лет и не собирается смолкать. Поскольку в чудеса и карму не верю, то уверен – причина есть, и причем не очевидная, иначе давно бы забороли. Причем свистит на повышенной передаче, а на пониженной нет. Казалось бы – все очевидно – повышенная шестерня, меняй, лечи.
В это трудно поверить, но свист, при работе на повышенной передаче идет не спереди, где она установлена, а сзади – там где пониженная. Свистят одинаково ведущий и промвалы. Вот это да…
Шум или свист явно резонансного характера и при определенных скоростях или замолкает или усиливается. Поиск с целью найти именно «камертон» в раздатке дает достаточно очевидное указание – это гантель промежуточного вала – два массивных диска шестерен на общем тонком валу, причем все выточено из целяка – идеальный звукопровод резонатор для крутильных колебаний. Других, столь явных резонаторов, в раздатке просто нет.
Сценарий просматривается такой:
Шестерни, которые силовым образом контачат с промвалом выполняют роль скрипичного смычка, а свободный массивный диск промвала – резонатор - звенит – свистит как корпус в скрипках, только колебания другие - крутильные. При работе на пониженной передаче – камертон заневолен с обеих концов – см. левый рисунок. *у нас культурный форум* мешают прижатые зубья с одного конца к венцу дифференциала, а с другой к ведущей пониженной. А вот при работе на повышенной передаче зубья прижимаются только к малой шестерне промвала. Громадный диск шестерни промвала пониженной передачи оказывается совершенно свободным - висящим на тонкой соединительной ножке - звуководе. Звени, резонируй, ни что не мешает. Точнее мешает, также свободная шестерня привода пониженной, но она свободно болтается, не нагружена и на каждом колебании будет звенеть - отскакивать на пару с промвалом. См правый рисунок. На рисунке красными кружочками отмечены места силовых контактов шестерен.
Получается парадокс – работает повышенная передача, а звенит пониженная шестерня. Степень звона будет зависеть не от зазоров в повышенной передаче, а от зазоров в пониженной. Зазоры в повышенной определяют - как сильно генерируется звук – ну к нему все привыкли – так все механизмы шумят, а зазоры в пониженной – как сильно резонирует – звенит, вот этот высокочастотный звук – самый противный. И степень везения владельца Нивы будет зависеть от этого зазора.
Самое поганое - это то, что лечение не просматривается, которое в гараже можно было бы учинить. Надо как то разорвать звуковую связь между шестернями промвала, которые сейчас из цельного куска металла выточены. Взять бы массивную шестерню, срезать и на шлицы посадить. Через масляный зазор – не позвенишь. Как еще испортить добротность резонатора?
Вообще-то, ту же проблему решают при создании тихих трамваев. Там, чтобы колесные пары не визжали в поворотах отрезают обод и крепят назад, но уже через амортизирующую прокладку. Если пойти по этому пути, то придется отрезать венцы у шестерен и привинчивать их назад через проставки и тонкие паранитовые прокладки. Звуку, чтобы пройти от источника к резонирующему венцу придется несколько раз перепрыгивать с детали на деталь через паранит. Сложно это и с винтами. Это надо специальное производство промвалов организовывать.
В паровозных колесных парах, судя по картинкам, колесо раньше делали не сплошным, а со спицами – их сразу отливали или овальные отверстия приличных размеров оставляли. Может тоже, скопировать колесную пару – на токарном станке проточить промвал, оставить тонкий легкий обод с венцом шестерен, середину у шестерен утончить по паровозному и насверлить разных отверстий больших, средних и малых, но чтоб балансировку не нарушить, повесить на нитке и проверить гвоздиком – звенит – плохо, не звенит - быть может…
Вообще-то, когда встречаю описание шума словом «вой», возможно это что-то другое. Я этот шум определяю как «шш..свист», а то и «сс..звон», не сильный, но очень противный...
