Меня, как недавнего сельского жителя, от деревни оттолкнуло следующее. Но сначала пару слов про себя, дабы избежать лишних вопросов. Родился в деревне, потом 8 лет жил в городе (университет и аспирантура), потом 5 лет в деревне, и сейчас опять город. Итак:
1. Отсутствие медицины. Она как бы есть, но пользоваться страшно. Качество ужасное, если положиться на сельских врачей, умереть вполне реально. Например, на геморрагическую лихорадку анализы берут исключительно в понедельник, отвозят в обл.центр, привозят в пятницу. Сами выявлять толком не умеют. Приехал во вторник, считай покойник. Лор и окулист принимали раз в неделю, в субботу до обеда. Одному бы еще ладно, а с семьей тяжело. По любому пустяковому поводу нужно было ехать в обл. центр, а это 170 км в одну сторону.
2. Образование. Половину школ закрыли. Учителя в деревню идут по остаточному принципу, кто не нашел работы в городе. Ко всему еще и подготовка в педвузах сейчас, мягко говоря, неважная. Знаю это изнутри, т.к. сейчас преподаю в институте. С деревень приходят такие абитуриенты, что от их знаний плакать хочется. В прошлом году проходной балл за 3 экзамена был 160. Троечники, в общем, самые худшие из которых вернутся в деревню учить детей. Неизвестно, правда, чему. Профессиональное образование развалили. До середины 2000-х в республике в каждом районе был как минимум техникум и СПТУ. Сейчас хорошо, если есть что-то одно,под общим названием "колледж". Ну и сюда же детские сады. Тоже половину, если не больше, позакрывали. В моем случае нужно было возить в райцентр, за 10 км.
3. Все дорого, нет выбора, некоторые товары очень сложно отыскать, причем иногда пустяковые вещи. Это касается всего, что продукты, что стройматериалы, что запчасти, даже на шниву. Например, менял задние амортизаторы, заметил, что нижний кронштейн крепления с трещиной. В райцентре порядка 8 автомагазинов, объехал все, нет и не возят. На иномарки только расходники, остальное под заказ. Нет проблем только с классикой, зубилами, десятками.
Продать товар в 2 (а иногда и в 3) раза дороже, чем в обл. центре - обычное дело. В одно сельпо привозили товары из фикспрайса, когда еще все по 40 было. Продавали за 120. Стоимость помидор в местных магазинах к весне приближается к 300 р./кг, в магнитах все разбирают в день привоза. При этом еще и качество товаров страдает, везут всякий шлак самый дешевый.
4. Очень своеобразные жители. Много наглых, но при этом чрезвычайно наивных. Будет врать в лицо, зная, что его секрет вовсе не секрет, и все равно стоять на своем. Работников, трезвых и ответственных, очень сложно найти. Ответственные и всегда трезвые строители берут за работу по московским расценкам, или дороже.
Первое время на парковках (если их так можно назвать) около магазинов постоянно запирали. Бросают машины совершенно не думая, что могут кому-то помешать выехать. Ездят так же. Про поворотники и зеркала не знают совершенно. При этом очень трясутся за свои машины, особенно если долго на них копили. Если при обгоне случайно кого-то немного обрызгать водой из лужи (не салон в открытое окошко, а просто кузов), человек потом наверное полдня может за тобой гоняться.
Если человек достиг какой-либо самой ничтожной власти (например, кассиром в горгазе работает), то это все, может вести себя крайне неадекватно (не все, конечно, некоторые остаются людьми). При этом для меня было удивительно, что местные жители включаются в эту игру, им открыто хамят, они терпят, считают что это правильно и все хорошо. И это везде - детсад, школа, работа, больница, морг, кладбище. И чем более высокую должность занимает человек, тем более хамоватым он становится, и чрезвычайно гордится своей важностью. К такому уже на
ссаной козе шниве не подъезжай. Работодатели - это отдельный вопрос. Им, как правило, нужно сохранить человека в штате и на низкой зарплате. Хорошими методами получается у единиц. А еще зависть, обсуждение, осуждение и активно развивающаяся на этом вредность. Понты тоже присутствуют. Новый солярис -это уже повод для гордости.
5. Плохие дороги. Просто достали. Ну невозможно ездить, когда на квадратный метр 5 ям, и таких дорог 80%, включая многие основные. Делают, да. На год хватает. Весной был свидетелем, как ямы в асфальте засыпают песком. Просто рыхлым песком, лопатой из машины. До райцентра от деревни было 10 км асфальтированной дороги, причем не самой плохой. На шниве 15 минут ехать, на пузотерке 25-30.
6. Транспортное сообщение. Его практически нет. В обл. центр еще более-менее постоянно, до деревень и в соседние райцентры по-разному, в некоторые вообще не ходит, в наиболее крупные села в отдельные дни недели. Спасают школьные автобусы, которые развозят детей по деревням. Без личной машины, честно говоря, не знаю как сейчас в деревне выжить. При этом еще должен быть какой-то запасной вариант, кто сможет отвезти-привезти, если вдруг что-то случится непредвиденное.
7. Низкие зарплаты. В магнитах и прочем тому подобном сетевом получают 15 тысяч в месяц, и это считается уже неплохо. Многие сидят на минималках, и как-то крутятся, где-то подрабатывают. При этом все хотят жить получше (чем сосед), поэтому то, что делают, и что имеют, пытаются продать подороже. Сельхозпродукция зачастую оказывается дороже, чем в обл. центре, а услуги строителей дороже, чем в Москве. Б/у машины неадекватно дороги, как впрочем, и все остальное. При этом люди могут продавать машины, квартиры, дома годами, но цену не сбавят. Один знакомый продавал 5 лет уазик, покупателей нет, а цена за эти годы только выросла, со 150 до 250. К доллару наверное привязался.
Низкие зарплаты несколько компенсируются низкой коммуналкой и отсутствием развлечений (банально не на что тратить). В итоге, среднестатистический сельский житель может съездить на наш юг раз в год-два-три (если летом время будет) и обновить машину раз в 10 лет (на новую или б/у - это уже у кого как).
8. Отсутствует профессиональный рост. Да и вообще в районах нужен очень ограниченный круг специалистов. Собственно поэтому и уехал, что организация несколько сменила род своей деятельности и как специалист я стал не особо нужен. Других мест работы по специальности в районе просто не было. Да и не особо хотелось.
Собственно коммуникации в более-менее крупных селах сейчас не проблема. Водопровод и газ есть почти везде, остальное без проблем делается за небольшие деньги, было бы желание.
Если все эти пустяковые проблемы решить, на селе станет жить просто отлично

Интересный такой взгляд со стороны получился с глубоким анализом ситуации.
Вывод непонятен.