ничтожались и все свободные права горожан. Именно тогда родилась печальная легенда о граде Китеже, «утонувшей от московитов Руси», которая «всплывет к Богу, когда над Русью перестанет властвовать ордынская Москва». Как пишет минский исследователь Артем Деникин, «остается только сожалеть, что этот антирусский менталитет бесправия народа — ордынский — кое-кто сегодня выдает за нечто типично «русское»… Хотя нельзя сказать, что в ханской Орде творилось такое уж бесправие. Там народ как раз уважали, иначе бы не было никакой ныне Москвы. Режимы Чингисхана и Батухана отмечались железной дисциплиной, а отношения Руси и Орды во времена Тохтамыша были наиболее добрососедскими: русские помогли Тохтамышу в борьбе с Мамаем на Куликовом поле, а Тохтамыш помог русским и полякам в битве под Грюнвальдом разбить крестоносцев. Хуже стало, когда Орда развалилась, и Москва решила завоевать все русские и булгарские земли. Но русское государство Великое Княжество Литовское, Русинское и Жмайтское (ВКЛ), в отличие от политически слабого Новгорода, противостояло агрессии, сохранив русские государственные традиции. Вечевой строй эволюционировал в Магдебургское право — более совершенную форму системы европейского самоуправления.
История магдебургского права
Магдебургское право впервые появилось в одноименном немецком городе в 13 веке, а с 14 века стало распространяться в землях Руси. Источник Магдебургского права: «Саксонское зеркало» — сборник германского феодального права — статут г. Магдебурга, где определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества. Жители городов, обладавших таким правом, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — Магистрат. Порядком в городах заведовали Магистраты. Все крупные населенные пункты Белой Руси обладали Магдебурским правом — то есть самоуправлением, целой системой прав горожан и города в противовес Государству. Естественно, что такое право давалось лишь в том случае, если в городе эффективно функционировали все необходимые институты и исполнялись права. В числе первых в ВКЛ Магдебургское право получила тогдашняя столица, беларусский город Вильно (в 1940 году отошедший к Литовской республике, став Вильнюсом) в 1387 году, затем Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499), Браслав (1500), Новогрудок (1511), Пинск (1581), а также еще более пятидесяти городов. Все крупные города Беларуси имели Магдебурское право, по законам которого жило около трех четвертей всего населения ВКЛ. С введением Магдебургского права отменялись деятельность местного права и власть Государственной Бюрократии, и устанавливалась власть закона, чего в Москве нет и поныне . Типичными атрибутами городов, владевших Магдебургским правом, являлись выборные Магистрат и трибунал (суд), ратуша (дом правительства) и прочие свободы и привилегия, которые в современном понимание и являются атрибутами демократии. Нынешняя беларусская столица Минск, обрела Магдебургское право 14 марта 1499 года, благодаря Великому князю Литовскому и Русскому Рюриковичу Александру Казимировичу (1461 — 1506 гг.). Городом управлял Магистрат во главе с войтом. Избранные в Магистрат 12 радцев (советников) назначали на годичный срок двух бургомистров — своего рода исполнительный комитет. ВКЛ, оно же Беларусь, по сути, было типичным европейским государством, как Швеция, Чехия, Голландия или Польша. Уничтожение Беларуси как демократической автономии началось в 1795 году, когда после третьего раздела Речи Посполитой — униатского союза Польши и ВКЛ — земли Беларуси вошли в состав Российской империи Екатерины II. Царица тут же отменила Магдебургское право по всем городам Белой Руси. В 1870 году упразднили и сам Магистрат Минска. Было упразднено даже само название Княжество Литовское, и Беларуси присвоили безличное «северо-западный край», отдав позже название Литва прибалтийской провинции Жмайтии и Курляндскому герцогству, бывшим вассалам Литвы и Польши. В России, не существовало самоуправление народа, поэтому Романовы, а следом за ними большевики постарались как могли, чтобы беларусы забыли свое демократическое прошлое. Хотя, вот, не забыли. Как пишет современный беларусский историк: «Для современных минчан понятие Магдебургское право — знаковое. Служит оно напоминанием, что до конца 18 века Минск был вполне европейским городом». Тем не менее, в Беларуси сильна невежественность по отношению к собственной истории. Магдебургское право, как и понятия Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая многими воспринимается, как нечто небеларусское, чужое, польское или литовское. Это результат деятельности российской, а позже и советской пропаганды, не желавших, чтобы их граждане помнили о славных лучших временах своей истории.
Минская ратуша
Здание ратуши Минска построили в первой половине 16 века, и было оно деревянным. Археологи так и не нашли его остатков, но располагалось оно там же, где и сейчас возвышается Городская ратуша — на площади Свободы, бывшей Соборной площади. Каменное здание заменило деревянное в 1582 году, и стояло оно там же, только посередине площади. После пожара в 1640 году ратушу перестроили, придав ей выразительный архитектурный облик. Здание пережило и страшную для Беларуси войну с Московией 1654 — 1667 годов, когда в ВКЛ погиб каждый второй житель. Московский царь Алексей Михайлович Романов, приказавший своим стрельцам и наймитам жечь и убивать всех и все подряд, как ни странно, минскую ратушу пощадил. Московский воевода Яковлев, докладывая царю из Минска, упомянул ратушу, как доброе, величественное каменное здание. Чех Таннер, побывавший в Минске в 1678 году также отозвался о ратуше, как о главном украшение площади. В 1744 году сильно обветшалое здание ратуши на средства горожан восстановили. Но после присоединения к России ВКЛ, ратуша использовалась то как здание суда, то как гауптвахта, потом в качестве полицейского участка, потом архива, музыкальной школы и даже театра. Ну, а в 1857 году здание ратуши было снесено из-за того, что «она своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о Магдебургском праве». Так велел Николай I, и лично распорядился снести здание. Но сейчас здание ратуши восстановлено под руководством архитектора Сергея Багласова. Хочется, чтобы с восстановлением ратуши восстановился и ее смысл, как и память об обычаях минувшего времени, о Магдебургском праве.
Свидетельства этому появляются постоянно. Например, совсем недавно (19 сентября 2006 года) масс медиа облетело очередное высказывание Госсекретаря «союзного государства России и Белоруссии» Павла Бородина. Как известно, он славится тем, что не стестняется в выражении «своих» мыслей. Госчиновник такого уровня, конечно же, не может говорить ничего, что противоречило бы коренным установкам власти. Слова Пал Палыча приводит Lenta.ru: «В России в отличие от Запада, правят не корпорации, а цари. Такую власть, как у Путина и Лукашенко, дает Бог», «Славянские народы всегда жили державностью, всегда жили царем. Будет у нас царь, а у нас есть царь и в России тоже». Отсутствие официальных опровержений со стороны вышестоящих лиц, очевидно, является знаком высочайшего одобрения действий чиновника.