Мнение к прошедшему в Турции референдуму:
Цитата:
Крушение СССР привело к тому, что двуполярная мировая система исчезла. Если при ней у всех был выбор между капитализмом и западной демократией с одной стороны и жестким авторитаризмом, но с социальным уклоном, с другой стороны, то теперь вариантов нет - либо западный образ жизни, либо борьба с ним и поиск чего-то иного.
Для огромного региона Ближнего и Среднего Востока, Малой Азии, Северной Африки переориентация на западные ценности, мягко говоря, неактуальна - достаточно взглянуть на Ирак и попытку США внедрить там стандарты западной демократии, чтобы понять - такой хоккей там не нужен. Следствием кризиса идентичности стал последовательный крах всех светских проектов в регионе - причем как социальной направленности (в Ливии, Сирии, Йемене), так и внешне ориентированных на капиталистический курс развития (Египет или та же Турция). Итогом кризиса стала Арабская весна, которая выбросила на поверхность разные проекты, однако все они имели отчетливо клерикальный оттенок и направленность. Естественно, исламистскую.
Сегодня в регионе идет борьба минимум трех региональных исламских проектов - самый жесткий и наиболее вненациональный проект Исламского государства, жесткий, но национально ориентированный проект Аль-Кайеды и наиболее умеренный (естественно, условно умеренный) проект братьев-мусульман: национальный, но с явным интегристским уклоном. Особняком и противовесом стоит проект шиитского доминирования.
Все четыре проекта сегодня ведут ожесточенную войну в Сирии и частично в Ираке.
Турция вступила на путь исламизации гораздо раньше, и проходит его относительно мирным путем. Однако исламизация в любом виде неизбежно означает архаизацию, а значит - непримиримыми ее противниками являются жители развитых регионов и мегаполисов. Собственно, в России мы уже столкнулись с ситуацией "Белой ленты", когда "рассерженные горожане" инстинктивно сопротивляются деградационным и архаизационным процессам одичания страны, однако для России подоплека происходящего имеет принципиально иной вид - у нас одичание есть следствие отсутствия проекта развития вообще, для Турции характерна именно проектность.
Итоги турецкого референдума, кстати, и показали раздел Турции и ее населения почти пополам - на глубинку и развитое средиземноморское побережье плюс обе столицы. Есть и курдский фактор.
Отказ от парламентской демократии в пользу более авторитарного управления как раз и лежит в области строительства архаичного исламского проекта. Кроме того, авторитарная власть более приспособлена к переходным периодам, когда требуется пройти путь из одного состояния к другому. В этом смысле референдум и его итоги объективны и мало зависят от личности Эрдогана. Он - мотор и локомотив процессов, но они имеют обезличенную подоплеку.
Другой вопрос, что архаизация политической системы создает в будущем гораздо больше противоречий и закладывает больше конфликтов, чем разрешает сейчас. В этом смысле Ататюрк показал себя великим государственным деятелем, заложив основы очень развитой политической системы, превышающей потребности Турции и сто лет назад, и даже сейчас. Демократическая Турция имела механизмы согласования интересов, а вот авторитарная лишается многих из них. И в этом смысле Эрдоган не государственный деятель (который как известно, думает о будущих поколениях), а всего лишь талантливый политик (который думает о будущих выборах). Он хороший и грамотный тактик, но не стратег.
Тем не менее, объективные потребности перехода к иной системе управления и политического устройства, вне всякого сомнения, существуют. Светский проект Турции сегодня не может помочь выстоять ей в окружении набирающей силу исламизации региона, а потому на данном этапе возврат в прошлое, по всей видимости, неизбежен.
http://el-murid.livejournal.com/2017/04/20/Согласен с автором, что т.н. "западные ценности" действительно никак не вяжутся с понятиями местного азиатского населения о справедливости. Кстати, эту черту, это понимание вещей (стремление к равновесию и справедливости - правильная и праведная модель поведения, а стремление к достижению личных целей - терпимо, но лишь терпимо в случае, когда это стремление не мешает общей справедливости и равновесию.) я лично вижу и в характере большинства русских.
Интересно сравнение автора Турецкой проектности, т.е. наличия видимого вектора развития с нашей беспроектностью. В этом ей-ей, есть рациональное зерно и есть над чем подумать.
Вроде бы проектность у нас стала в последние годы видна, но от Турции мы в этом реально отстаем - это уже мое личное мнение. Сравните хотя бы историю развития туристического сектора и наши сейчас попытки сделать то же самое и две стройки: одна - это как турки взяли да построили трассу F-1, а две вторые - как Лужков такую трассу не построил (и почему), и как строили уже после него.