Дело в том, что в самой Великороссии правящим классом народ считался бессловесным быдлом и рассматривался в качестве тягловой скотины и источника всяких ништяков. поэтому уровень грамотности крестьянского населения российской империи был исчезающе мал. Учить такие массы языку было просто некому, да и российская власть смотрела на таких затейников с прищуром, считая, что образованный народ начнет задавать вполне обоснованные и неудобные вопросы. Поэтому такая деятельность властью считалась не много ни мало, а расшатыванием самих властных устоев.
8. Почесав тыковку, интеллигенция посчитала, что раз обучить великорусскому языку малоросских крестьян невозможно, ввиду отсутствия учителей и большой сложности, то самым лучшим вариантом станет конструирование грамотности на основе малоросского диалекта, понятного самим крестьянам, а так же не требующего больших затрат для обучения учителей из самого народа.
и в деревне дураков закипела работа!!!
в 1857 году появляется "Грамматика" Кулиша, так называемая "кулишовка". начинают печататься книги, где то начали учить малороссийских крестьян.
заметили ли российские власти данный факт. конечно заметили!
но ,в место того, чтобы сделать какие-то выводы, как то - взять процесс народного образования под свой контроль, либо начать учить малоросских крестьян великорусскому языку, что делает власть?
Правильно! схватить и не пущать! в 1862 году издается Валуевский циркуляр, который запрещает печатать на малоросском наречии литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. разрешалась печать только развлекательной литературы. ибо, как сказал сам автор циркуляра «большинство малороссов сами весьма основательно доказывают, что никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может, и что наречие их, употребляемое простонародьем, есть тот же русский язык, испорченный влиянием на него Польши…».
но это не остановило российскую интеллигенцию, так как к тому времени она включилась в увлекательную игру - если власть, что то запрещает, значит надо делать наоборот! ну и конечно с мыслью о народном благе.
и работа по внедрению обучения грамматике отличной от великорусской на землях Западной Руси закипела с новой силой. так как печатать в России учебники запретили, то стали печатать учебники за рубежом и ввозить их в страну.
к процессу подключилась польская интеллигенция оценив те выгоды, которые дает атомизация малороссов от великороссов, для целей независимости собственно Польши.
сообразив, что что то происходит не так власть издает Эмский указ о запрете ввоза книг напечатанных на малорусском наречии. аж в 1876 году. Степень оперативности и продуманности реакции власти просто поражает.
но процесс отрыва малороссов от великороссов уже был запущен и его было не остановить.
а что происходило у наших соседей, в империи Габсбургов?
а там были озадачены наличием на границах империи с Россией лояльного России населения, которое считали себя русскими.
особенно показательным оказался 1848 когда через Галицию прошли туда-сюда русские войска для помощи в усмирении венгров. Сепаратистские настроения у русинского населения Австро-Венгрии усилились и они прямо стали смотреть на Россию, как брошенный ребенок смотрит на давно потерянную и наконец-то найденную мать. Россия с другой стороны в ответ обоими глазами подмигивала русинам, имея в голове план при случае отгрызть регионы с русским населением в рамках панславизма.
проанализировав процессы власти Австро-Венгрии сделали вполне адекватные выводы:
1. дали равные права русинам с другими народами империи и пустили в парламент
2. Стали внедрять среди населения "кулешовку" а потом и вовсе в 1886 г. создали отличную от русской грамматику, названной "желеховкой", ставшую в 1893 официальным украинским языком в империи.
3. стали давить пророссийские настроения среди русского населения.
4. стали внедрять веру отличную от православной
Процесс изменения культурного кода русских Галиции, Буковины и Прикарпатья был запущен.
Стало зарождаться украинство...
кстати поляки Австро-Венгрии так же весьма активно принимали в этом участие.
через границу в малоросские регионы потекли ручейки эмиссаров с Австро-Венгрии, которые внедряли идеи культурной идентичности отличной от общерусской.
конечно, русская интеллигенция поняла какого джинна выпустила из бутылки. Кулиш даже покаялся : «Вам известно, что правописание, прозванное у вас в Галиции «кулишивкою», изобретено мною в то время, когда все в России были заняты распространением грамотности в простом народе. С целью облегчить науку грамоты для людей, которым некогда долго учиться, я придумал упрощенное правописание. Но из него теперь делают политическое знамя. Полякам приятно, что не все русские пишут одинаково по-русски… Теперь берет меня охота написать новое заявление в том же роде по поводу превозносимой ими «кулишивки». Видя это знамя в неприятельских руках, я первый на него ударю и отрекусь от своего правописания во имя русского единства».
но какой толк бить себя ушами по щекам, когда дело уже сделано?
как мы видим, процесс отрыва малоросского населения от России к началу 20 века уже летел на всех парах.
что делала власть в России? тем, чем занималась до этого минимум 50 лет - не замечала.
какие можно сделать выводы:
1.в процессах отделения малоросского (да и белорусского, процессы там были те же) населения от России главную роль сыграли власти России, опоздав со всеми реформами как минимум на 50 лет.
2.если ты не занимаешься образованием своего населения - им занимаются другие.