Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N 17АП-3791/2009-ГК по делу N А71-11821/2008
Виновным при столкновении нескольких транспортных средства, находящихся друг за другом, как правило, является водитель автомобиля, первоначально допустивший наезд на стоящее впереди транспортное средство.
При этом не имеет значения, была ли соблюдена остальными водителями безопасная дистанция расположения автомобилей на проезжей части автодороги.http://www.24auto.ru/forum/law/topic-125486-2.htmlЕщё отсюда же:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2008 г. N 18АП-3964/2008
Решить вопрос о наличии (отсутствии) у водителя автомобиля Форд технической возможности предотвратить столкновение с автомобилем Тойота экспертным путем не представилось возможным по причинам, указанным в исследовательской части заключения. Кроме того, в исследовательской части экспертного заключения от 19.11.2007 указано, что в общем случае действия водителя транспортного средства, движущегося попутно позади другого транспортного средства, регламентированы требованиями п. 10.1 ПДД о выборе скорости, обеспечивающей водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, а в случае движения со скоростью, равной скорости впереди идущего транспортного средства ("лидера") - требование п. 9.10 ПДД о соблюдении дистанции, позволяющей избежать столкновения. Из указанного следует, что в соответствии с данными требованиям ПДД водитель заднего транспортного средства должен выбирать скорость движения своего транспортного средства и дистанцию до "лидера" таким образом, чтобы иметь возможность предотвратить столкновение с движущимся по его полосе перед ним в попутном направлении транспортного средства (а не любого столкновения, например, со встречным транспортным средством или попутным транспортным средством на другой полосе) в случае снижения "лидером" скорости движения вплоть до остановки (л.д. 19 - 22 т. 2). При этом, выбранные водителем заднего транспортного средства скорость и дистанция должны позволить ему избежать столкновения с движущимся по его полосе перед ним в попутном направлении транспортного средства при условии, что это транспортное средство ("лидер") будет заторможено или остановлено только путем торможения рабочей тормозной системой. В противном случае условие остановки движущегося впереди транспортного средства с замедлением, значительно превышающим установившееся замедление при экстренном торможении рабочей тормозной системой, в результате какого-либо столкновения или наезда на препятствие, способное существенно сократить тормозной путь, следует относить к возникновению опасности для движения заднего транспортного средства, а действия его водителя рассматривать только с позиции требования ч. 2 ст. 10.1 ПДД.
Там и ещё есть примеры.