Needle, да нет ничего проще сказать, какие масла хорошие какие плохие. Наиболее распространены минеральные основы, получаемые прямой перегонкой нефти. Гидрокрекинговую основу (она вдвое дороже минеральной) получают высокотемпературным разложением тяжелых фракций нефти в присутствии водорода. По вязкостным свойствам масло на этой базе НЕ НАМНОГО опережает обычную "минералку", что не мешает некоторым фирмам называть крекинг синтезом и писать на этикетках слово "Synthese". Фактически после 100 километров пробега оно становится обычным минеральным маслом. Потому покупать так называемую "полу-синтетику" глупо. Следующая ступень - уже полноценная "синтетика" на базе низкомолекулярного полиизобутилена (себестоимость в 2,5 раза выше, чем у минеральной основы) и полиальфаолефинов (в 4,5 раза), получаемых полимеризацией нефтяных газов - бутилена и этилена. Большинство выпускаемых в мире синтетических масел делают на полиальфаолефиновой основе - в отличие от минеральной, она не теряет текучести до -60°С и намного более стабильна при длительном воздействии высоких температур, то есть существенно меньше окисляется и испаряется. Фактически так называемых полусинтетических масел не существует всилу того, что через 100 километров пробега свойства минеральных и полусинтетических масел сравниваются. таким образом сушществует две реально отличающиеся группы масел - синтетические и минеральные. Однако есть и третья группа, превосходящая далеко и минеральные и масла полиальфаолефиновые. Это - эстеры. НапК ним отнесем например масла Mutule 8100 и 300V. Это и есть высшая, на сегодняшний день, ступень развития "масляной" науки. Эстерами на Западе называют сложные эфиры - продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. По сравнению с полиальфаолефинами, представляющими собой простые углеводородные цепочки, молекулы эфиров полярны - электронная плотность смещена к атому кислорода карбонильной группы. Отсюда - важнейшее достоинство масел на базе эфиров: отрицательно ионизированный атом кислорода непременно притянется к металлической поверхности смазываемых деталей, поскольку кристаллическая решетка любого металла (или сплава) состоит только из положительно ионизированных и нейтральных атомов. Таким образом, детали агрегатов, в которых работает эфирная "синтетика", всегда покрыты прочной пленкой смазки. Это очень важно - ведь по результатам исследований до 80% износа двигателей приходится на первые секунды работы, когда масла поступает еще недостаточно. Себестоимость эфирной основы в 5-10 раз выше, чем минеральной, ведь ее производство включает несколько стадий. Сырьем обычно служит копра кокосовых орехов или семена рапса. Отжатое из них масло подвергают гидролизу, отделяя глицерин и получая нужные карбоновые кислоты. Заключительный этап - этерификация, то есть взаимодействие кислоты со спиртом. Разумеется, не винным, в молекуле которого всего два атома углерода, а более тяжелым, где их от 4 до 22, ведь чем крупнее будет радикал R1 в молекуле эфира, тем выше его вязкость. Кстати, в этом и состоит второе главное преимущество эстеров над полиальфаолефинами: здесь можно легко менять вязкость конечного продукта, применяя тот или иной спирт. Дополнительно варьировать свойства масла можно, меняя и кислотный радикал R, что еще более повышает себестоимость, - ведь тогда и карбоновые кислоты приходится синтезировать. Поэтому чаще применяют растительные, благо кокосовых пальм на Земле хватит и на моторные масла, и на батончики "баунти"...
Возможность изменять вязкостно-температурные свойства эстеров позволяет "Мотюлю" не один десяток лет быть поставщиком № 1 спортивных команд в авто- и, особенно, мотогонках. Представьте - масло настраивают под конкретный мотор, трассу, пилота так же, как, скажем, подвеску или трансмиссию. Работая в команде, будь то гонки Гран-при, ралли или кросс, химики "Мотюля" рассчитывают и подбирают требуемые свойства масел, отслеживая каждую секунду времени прохождения круга!
При определенных сочетаниях радикалов получаются экологически чистые биоразлагаемые эстеры: но они дороже "минералки" уже в 15 раз

.