Бурленье говн не терпит суеты...
Ну что, выговорились, посостязались в остроумии, пар спустили? Кто-то сделал перепост, кто-то получил бан, все как ожидалось.
Теперь поговорим спокойно. Хорошо?
"Спослание пейсателей" президенту - это, конечно же, полная ерунда. Но не потому, что плохо написано. Не потому, что большинство авторов - начинающие и малоизвестные. Даже не потому, что "президент не прислушается, наплевать ему на писателей". Нет.
Вся беда в том, что президент ничего не сделает - даже если захочет. Даже если очень захочет - и прикроют пиратские сайты, и посадят нескольких пиратов. Есть известная фраза Маркса про то, что когда прибыль достигает 300% - капитал способен на любые преступления. Так вот, у меня к ней есть дополнение - когда халява достигает бесконечности (а при "цене" ворованной книги в ноль рублей и ноль копеек - так оно и есть), потребитель тоже готов на любые преступления.

Особенно если не считает свои действия преступлением...
А теперь немного информации.
1. Положение дел в издательском бизнесе плохое. Очень плохое. Просто ужасное. На самом деле, это не только у нас так, это общемировой тренд, но по России он, как любой кризис, бьет сильнее всего. Издатели мечтают о новой Роулинг (не зря она пишет приквел или сиквел к Гарри Поттеру), вздыхают о "Коде да Винчи" и беспомощно ждут - не возникнет ли книга, которая переломит ситуацию. Боюсь, однако, что даже если возникнет - то не переломит. Тиражи падают. Везде и у всех.
2. Причина совершенно понятна. Я говорил о ней еще лет десять назад - со словами "это пока не проблема, но это станет проблемой через несколько лет". Это электронные книги и легкость их незаконного копирования. В кинопроизводстве те же самые проблемы - но кино держится за счет новых технологий, вроде "три дэ" и свойственного кинотеатрам эффекта присутствия. Киношники теряют на продаже дисков, но их спасает прокат, отсутствие качественных копий до выхода ДВД и Блю рея, отчасти - крупный размер файлов. Книжников это не спасает.
3. Выживут те формы книгоиздания, которые невозможно или нецелесообразно скопировать в электронном виде - цветные детские книги, "одноразовые" и предельно дешевые покеты для чтения в сортире и электричке, подарочные роскошные издания за огромные деньги, "имиджевая продукция" - вроде альбомов "Сто пять лет городу Мухосранску" или книжек классиков.
Умрет массовая литература. Издание поэзии практически умерло, умирает мэйнстрим, умрет популярная литература.
4. В первую очередь пострадают начинающие авторы. Некоторое время они будут публиковать свои вещи в сети, затем, в связи с полной безнадежностью и невозможностью напечататься, бросят это занятие. Уже бросают - и не только начинающие. Вы скажете - ну а зачем нам тысячи начинающих авторов, пишущих в большинстве своем дребедень? Хорошие авторы не с Сириуса на Землю засылаются. Чтобы были киты, должен быть планктон. Чтобы появлялись Стругацкие, должны быть сотни Днепровых, Росохватских, Казанцевых (ничего не имею против них, но величины несравнимы). В нынешние времена Стругацкие написали бы десяток рассказов, "Извне" и "Страну багровых туч". После чего Аркадий занялся бы переводами, а Борис астрономией... или политикой.
5. Искренне сочувствую всем, кто отшпипелся в своих жежешечках по поводу Лукьяненко и того, что "видать совсем его книжки не издают, раз с пиратами воюют". Увы вам, но тут действует известная народная мудрость - пока толстый сохнет, худой сдохнет. Тираж в 10 000 сейчас считается великой удачей. У меня тираж новой книги - 200 000 + допечатки. Что-то проясняется в голове?
(Я в принципе могу и перестать писать. Могу заняться только кинопроектами. Или, шутки ради, отдавать новые книги для публикации только в переводах - а не издавать их на русском языке. Учите немецкий.

Но - мне до сих пор интересно писать, и я до сих пор чувствую себя "в ответе за тех, кого приручил".) Мне "за державу обидно". За страну Фантазии и за тех авторов, кто пытается сделать ее лучше. Если какой-то чудила считает, что меня интересуют только деньги - советую ему перестать мерить всех по себе.
6. Тезис "копирование книг - это не воровство, ведь ничего материального не убывает" - чистейшей воды подмена понятий. Книга - это не только стопка бумаги, как и человек - это не только куча мяса, костей и дерьма (хотя, конечно, я все чаще убеждаюсь, что некоторые люди состоят большей частью из дерьма...) Книга - это нематериальный объект, который когда-то был привязан к одним носителям (пергамент, папирус), потом к другому (бумага), а сейчас переживает болезненный процесс привязки к электронным ридерам. Автор продает вам не стопку бумаги - он продает вам текст. Именно он и представляет ценность, бумагой можете растопить печку. Копируя текст вы против воли автора забираете то единственное, что и составляет ценность книги. А незаконное использование чужого - это и есть воровство.
7. Все предложения "а собирайте дотации на новую книгу", "а пусть читатели добровольно вознаграждают за скачанное и прочитанное" - фарисейство и успокоение совести ("ну, я-то не пришлю, но ведь другие заплатя..." Щаз! Разбежались.

) Это возможно как разовая акция, не более того. О том, что автору хочется именно зарабатывать, а не побираться с виртуальной шапкой - я вообще молчу.
8. Все предложения "а давайте пусть государство платит авторам, а мы будем читать бесплатно" - наивный лепет. Тогда вы будете читать именно то, что считает нужным государство. Ну и кормить кучу чиновников заодно. Вы этого хотите?
9. Все мнения "это виноваты жадные издательства, пусть они повышают гонорары и снижают цены" вызваны полным незнанием предмета. Издательства жадные, но и их пространство для маневра исчерпано. Большинство книг ныне издаются либо в убыток, либо "в нуль". Спросите - зачем издают? Да по той простой причине, что никто не знает, какая книга все-таки "выстрелит". Роулинг тоже приняли только в шестом издательстве... (К тому же - не устаю повторять. Издатель - это посредник, который в любом случае берет на себя проблемы с налогами, редактуру, корректуру, рекламу и т.д. Даже если перейти на электронное книгоиздание, с издателем автору работать ПРОЩЕ и КОМФОРТНЕЕ. Поверьте).
Электронные же книги дороги именно потому, что на одного заплатившего приходится тысяча халявщиков. Цены на них растут, потому что оборот невелик. Читайте основы политэкономии. Замкнутый круг.
10. Всякого рода "коварные вопросы". Отвечу на все.
а. А за свой юзерпик вы платили?
Нет, не платил. Допускается использование фрагментов произведений в некоммерческих ознакомительных или иллюстративных целях. Доктор Пилюлькин из старого советского мульфильма - именно такой пример.
б. А у вас все программы и игры лицензионные?
Да. Проблемы в их получении нет. Если я считаю цену неадекватной, то использую адекватные более дешевые аналоги.
в. А книги-фильмы вы никогда не скачивали?
Скачивал. Бывало. Если до выхода книги-фильма ждать неизвестно сколько, или они вообще недоступны в легальном виде - я считаю себя вправе с ними ознакомиться. После появления в виде дисков или книг - покупаю. Как ни странно, даже если результат меня не удовлетворил. Точно так же я считаю себя вправе иметь электронную копию текста или фильма, который я уже приобрел в материальной копии. И если у меня не запустится честно купленная игра - спокойно возьму пиратскую. Если купленный фильм изуродован неотключаемыми субтитрами - я скачаю пиратский. И об этом я тоже неоднократно говорил.
г. А противоречий вы тут не видите?
Нет, не вижу. Есть такой излюбленный прием неумелого тролля - пытаться довести все до абсурда. "Не любишь америку - почему носишь джинсы?", это, пожалуй, самый частый пример.
Закон об авторском праве, разумеется, не учитывает сложившуюся реальность и должен быть откорректирован. Нельзя требовать оплаты за каждую авторскую строчку, процитированную в статье или блоге. Нельзя выпустить обычную книгу на дряной бумаге за тысячу рублей и рассчитывать, что ее станут покупать, а не скачают в сети. Нельзя изуродовать фильм некачественным переводом или зарезать изображение - и рассчитывать, что зритель предпочтет этот вариант.
д. И что тогда?
Книги и фильмы должны быть доступны, как в плане "физической доступности", так и в плане адекватной цены (отвечающей общей ситуации на данном рынке). В противном случае пиратство убьет литературу и превратит кинематограф в сплошной аттракцион. Для этого нужны как действия властей (причем не только наших), как понимание ситуации потребителями, так и разумная политика издателей и кинематографистов.
11. Чего нам следует ожидать?
Кризиса в издательском деле. Очень серьезного кризиса. Гибели массы небольших издательств. Попыток закрепиться в узком сегменте рынка других. Ужесточения условий для авторов в выживших крупных издательствах. Различного рода писем, прошений и петиций. Ухода многих авторов из литературы в смежные отрасли - игры, ТВ, кино, пособия "как похудеть питаясь шоколадом и чипсами". Провала в книгоиздании и появлении молодых авторов - такой уже был в нашей истории после распада СССР и массового перехода издателей на переводную литературу.
Этот процесс будет длиться два-три года, не меньше.
Лет через пять, очевидно, ситуация так или иначе стабилизируется. Скорее всего, за счет внедрения контроля над интернетом и реальным закрытием большинства сетевых библиотек (хотя лазейки, конечно, останутся). Но за это время мы недосчитаемся многих - и писателей, и читателей.
(Для тех молодых авторов, кому хватит сил и мужества все эти годы писать одновременно "в стол", не выпуская файлы в сеть и немного "на публику", для поддержания интереса к себе, через несколько лет будет возможность резко подняться - на фоне наступившей писательской пустоты.)
Собственно говоря, это все. Спасибо, что дочитали до конца. Наболело.
Жду не дождусь гибели этих самых издательств. С тех пор, как печатный станок стал анахронизмом и исчезла насущная необходимость переводить живые деревья на бессмысленную бумагу, нужда в особой касте производителей книг отпала.
Пора придумывать новую технологию оплаты творчества людей, а не держаться за варварские технологии каменного века...
А писателей не убудет. Желание писать возникает не из-за денег, а само по себе. Это потребность некоторых людей. Вот кто реально пострадает, так это коммерческие писатели, ваяющие мегабайты заказных текстов (так называемые проекты). Так их и не жалко.
Вспоминаются бродячие артисты, которые ходили со шляпой по кругу после выступления. Очень неплохой вариант оплаты труда. Я с удовольствием заплачу любимому писателю, причем под настроение, могу дать денег значительно больше, чем стоит бумажная книга. А если книга не понравится, увы. Денег не будет.
Опять же меценаты. Богатые люди должны помогать людям творческим. Как вариант, возможна система грантов, как в науке.
Воровать книги (понравилось и не заплатил) - позорно. Так же позорно, как писать тупую коммерческую литературу, которая сейчас заполняет прилавки книжных магазинов, как липкая плесень, IMHO :
Становится писателем, актером, художником, музыкантом или поэтом из-за денег, такой же абсурд, как из-за денег становиться ученым. Нравится творить - твори, хочешь потреблядствовать - торгуй пивом и не вопи...