Оригинал:
http://russkiy-malchik.livejournal.com/ ... tml#cutid1
Благодаря otecsergiy наткнулся на израильский фильм "Воры в законе", который, конечно же, "запрещён к показу в страшной путинской России". Без подобного промоушна не обходится ни один мало-мальски значимый документальный фильм в рунете.
Но фильм действительно стОящий. В нём приоткрыта, хоть и немного, но вполне реалистично, суть криминальной революции 1985-1991 годов. Три вора в законе (Лёня Макинтош, Бандера и Тайванчик) рассказывают о своих "подвигах" и о том процессе криминализации, в котором участвовали лично и не на последних ролях.
http://vimeo.com/20923455
Под впечатлением от фильма *у нас культурный форум* несколько дней. Хотел было сразу написать о нём, но решил, что надо улечься эмоциям и не пороть горячку. Что и вам советую. Обязательно посмотрите и, прежде чем, высказаться о нём, немного остыньте.
Страшными историями о 90-х нас вроде как не удивишь. К факту криминальной революции в России мы привыкли. Но не думаю, что мы всё же до конца осознаём ту степень падения, которую наша страна пережили в те годы и от которой только немного отошли в последнее десятилетие. Впрочем, отошли недалеко. И это прекрасно понимаешь, глядя на то, как вместе с криминальным авторитетом в теннис играет Павел Буре или целуется Федя Бондарчук. Нынешняя элита - та самая воровская, родом из 90х. Недаром Путин сказал, что у нас всё сделано "на живую нитку".
Однако тут есть одна очевидная политическая западня. Если Россия официально признает, что её элита криминальна и нелегеальна, то значит наши "западные друзья" в любой момент могут сказать: раз у вас всем заправляют бандиты, то и ваше государство в принципе бандитское, тогда разговор с вами короткий и предельно жёсткий. Обратите внимание, этот фильм появился не в 90е годы, когда как раз и происходил разгул криминала, и не в начале 2000-х, когда впечатления были свежи и вполне можно было раскрыть эту тему. Нет, фильм сделали в 2010м году, когда стало необходимым показать преемственность нынешней власти с тем самым криминалом, пришедшим к власти в начале 90-х. И это очень сильный ход, поскольку формально преемственность действительно существует, хотя по сути происходит контрреволюция. Собственно, это всё равно как если бы в 1935м году вышел фильм, обвиняющий сталинскую власть в революции 1917 года и попытке разжечь мировую революцию.
Фильм, собственно, всей своей внутренней логикой и ведёт к следующей причинно-следственной связи: российская элита криминальна -> власть криминальна -> российское государство как субъект международной политики несостоятельно -> к нему применимы любые средства воздействия. Об опасности этой логики нужно помнить всегда, просматривая подобную информационную продукцию. И ответ на эту логику должен быть следующий: да, это сукины дети, но это наши сукины дети, и мы сами будем их наказывать.
Вооружившись контр-логикой, единственной верной в подобных ситуациях, мы тем не менее не можем не признать и высокую реалистичность данного докфильма, основанную на свидетельствах прямых участников криминального мира.
Не могу поражать следующие эпизоды.
Когда один из воров в законе произносит "тогда же раздолье было: воюй - забирай, лежит даром - только убей". И ты понимаешь, что в его словах нет никакой бравады, но только констатация факта. Страшное, почти библейское искушение - убей и бери, всего лишь соверши убийство, за которое тебе ничего не будет, и бери что хочешь. Власть (точнее, те уроды, которые туда пробрались) чуть ли не прямо к этому призывали граждан страны, уничтожив все правила и нормы, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, и ввергнув страну в варварство. Вор был в законе, а честный человек вне его.
Когда этот же вор восклицает "покажите мне хоть одного человека тогда, кто не нарушил закон". И вот здесь уже слышна криминальная бравада и вопиющая ложь, которая жутко нужна ему самому, чтобы оправдаться в своих глаза. Мол, я делал так, как все. Только ещё и лучше всех. Все убивали и я убивал, только делал это ловчее.
Но в том-то и ложь, что не все убивали. Более того, на искушение "убей и бери" соблазнилось абсолютное меньшинство русских людей. Даже на искушение "воруй и обманывай" соблазнились немногие. Русские предпочитали жить в нищете, но не переступали через традиционные ценности и нормы и не в массе своей не ударились в грехи. В этом величайший подвиг русского народа во время Смуты 90х, подвиг, до сих пор нами не осознанный, но сделавший нас нравственно сильнее.
Поражает эпизод на кладбище какого-то маленького российского городка, где лежат десятки "уважаемых пацанов" в возрасте 20-30-40 лет, и по этим могилам проводит экскурсию местный "браток". А на вопрос, почему же закончилась эта великая криминальная бойня и бандиты стали уходить в цивильный бизнес, последовал ответ: "много уже покосили, и некого было косить".
Вообще оторопь берёт, когда смотришь в их глаза и думаешь о том, что их руками были убиты люди, возможно, не один десяток. А они вот сидят и о чём-то размышляют, как-то могут жить с этим, могут кушать, дышать, радоваться жизни. И - более того - считать себя королями. Львами, как гордо назвал себя один из героев фильма.
Не меньшее впечатление производит эпизод, когда Лёня Макинтош показывает в своём французском частном доме икону А.Рублёва и весь Спас на троне! Вы вдумайтесь - весь Спас в частном владении бандита! Бандита, который не распродал его, не пропил, не выкинул куда-то там, наоборот, потратил на это огромные деньги (нажитые на крови), собрал у себя и собирается передать Церкви. Что это такое? Во многом, думаю, позёрство. Но не только. Не одно лишь позёрство. Что-то поболее.
Примечательно, что они, эти "воры в законе", не чувствуют себя уютно на Западе. Отчасти по той причине, что западная элита (ещё более кровавая, чем наши бандиты) не хочет легализовывать и ставить их на один уровень с собой. Отчасти потому, что и бандиты не чувствуют себя дома, ощущают себя русскими. И тянутся обратно в Россию, хотя и боятся. Кому-то мои слова покажутся неправильными и слишком сентиментальными, но эти бандиты и моральные уроды, которые поддались искушению и вошли во грех, они, безусловно, не перестали быть детьми России. И нам жить с ними так или иначе. Даже посадив в тюрьмы (хотя всех не пересажаешь), мы будем вынуждены жить с ними бок о бок. С их детьми и семьями, с их воровскими понятиями, которые так въелись в нашу жизнь, с их злостью и страхом, с последствиями их грехов. Мы все в одной лодке. И если мы останемся русскими до конца, то не станем выкидывать их из этой лодки и топить якобы ради нашей с вами чистоты. Нет, мы будем пытаться их перевоспитать, вернуть на путь честного труда и нравственной жизни. Это в наших традициях, в нашей крови, мы на это обречены.
Страшное, сумасшедшее время мы пережили. Время, о котором ещё многое будет сказано.
Будет сказано тогда, когда переживём его окончательно и покончим с ним. Как с одним из самых трагичных эпизодов русской истории.