Цитата:
Критерии (индикаторы) отнесения политика к элите РТ:
•Влияние на процесс принятия политических и экономических решений, предполагающее наличие рычагов влияния - контролируемых СМИ, партий, команд, финансовых средств.
•Родственные и дружеские отношения с правящим кланом. Доверие руководства и включение в команду обусловлены именно этим (на-пример, И.Ш. Фардиев, руководитель "Татэнерго" - племянник М.Ш. Шаймиева, Р.Н. Минниханов - премьер-министр, друг семьи Шаймиева).
•Занимаемая должность.
Этот критерий напрямую связан с первым: ключевые должности и возможность контролировать ресурсы даются только близким родственникам, друзьям, землякам и бывшим сослуживцам. Вместе с тем занимаемая должность не всегда гарантирует вхождение в круг людей, принимающих важные решения. Высокие должности даются не только за принадлежность к клану, их получают также нужные люди, успешно проявившие себя в решении каких-либо вопросов и добившиеся уважения у руководства (например, А.В. Семин - председатель Комитета по финансовому оздоровлению в Республике Татарстан).
Кроме вышеупомянутых, значение имеют и другие критерии:
•Влияние на общественное мнение.
Власть через СМИ имеет возможность манипулировать общественным мнени-ем (так в 2000 -2001 гг. при ухудшении отношений республики с федераль-ным центром стали усиленно пропагандироваться движение "Созидание" и его лидер Айрат Шарипов; официальные СМИ пытались представить его обществен-но значимой фигурой).
•Востребованность лица с определенными демографическими и этническими характеристиками, подходящими к данным обстоятельствам.
Есть примеры, когда человек находясь некоторое время "на слуху", тем не менее, не достигает большого успеха (З.Р. Валеева).
•Способность проявлять инициативу.
Осуществление серьезных проектов политического, экономического плана отражается на положении, занимаемом в политическом истеблишменте.
В целом же, поскольку принадлежность к республиканской элите зависит от мнения правящего клана, далеко не все ее представители пользуются уважением у образованной части населения.
Анализ данных о составе и характеристиках региональной элиты, в Татарстане позволяет сделать ряд вполне определенных выводов.
•По этническому составу более 80% местной политической элиты составляют татары, остальные - представители иных этнических сообществ.
Если эти цифры сопоставить с данными об этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты адекватно не отражает этнический состав населения Татарстана.
•Около 90% представителей нынешней политической элиты Татарстана ранее занимали номенклатурные должности, причем около 60% ее - бывшие партийно-советские работники.
•Если в Москве к власти пришли второй и третий эшелоны номенклатуры, то в Татарстане безраздельно господствует еще первый эшелон, причем татарстанское руководство - это преимущественно выходцы из деревень.
•Специфическая деревенская культура, привнесенная значительной частью правящей элиты во властные отношения, включает в себя традиционные нормы чинопочитания, внутреннее неприятие оппозиции и инакомыслия, покровительство выходцам из собственной среды, еще больше землякам, подозрительность к "чужакам", особенно из городских и образованных слоев, представление о собственной непогрешимости и т.п.
•Практически все члены местной элиты имеют высшее образование. Однако наблюдается большой крен в сторону сельскохозяйственной подготовки: около 50% элиты закончили сельскохозяйственные и ветеринарные вузы.
•По возрастному составу подавляющему большинству элиты от 40 до 60 лет.
Таким образом, среди основных механизмов рекрутирования элиты РТ - общность этнического происхождения, землячество, опыт совместной работы в прошлом.