11 НОЯБРЯ - СОБЫТИЯ:
1417, 590 лет назад - в Констанце завершился начавшийся еще в 1414 году собор, который положил конец Великой схизме, когда на папском престоле находилось одновременно до трех пап! Один из пап — ГРИГОРИЙ XII — удовлетворился кардинальским титулом; второй — ИОАНН XXIII — бежал с собора, был арестован и низложен; а третьего — БЕНЕДИКТА XIII — пришлось низложить заочно, так как добраться до него в Авиньоне было невозможно. Новым папой был избран представитель римской знати Оддо КОЛОННА, который взял себе имя МАРТИН V. Любопытно, что в начале собора он был обычным мирянином и прошел все церковные иерархические ступени за время проведения собора.
1480 - после нескольких неудачных попыток в октябре преодолеть реку Угру и последовавшего противостояния русских и монголо-татарских войск АХМЕТХАН отдал приказ отступать. Ранее приказ воеводам отступить к Кременцу отдал ИВАН III, чтобы сразиться с татарами на более удобных для боя полях. Но бояре и князья изумились, а воины оробели, думая, что царь не хочет битвы. Русские полки фактически бежали от неприятеля, который мог ударить в спину. Хан же вообразил, что его заманивают в сети, приготовив засады, и, объятый странным ужасом, также поспешил удалиться. Зрелище было удивительное: оба войска бежали друг от друга, никем не гонимые! Так было сброшено ярмо двухсотлетнего монголо-татарского ига.
1630 - потерпел неудачу заговор французской знати во главе с королевой-матерью МАРИЕЙ МЕДИЧИ, требовавшей от короля ЛЮДОВИКА XIII отставки кардинала РИШЕЛЬЁ. Король принял сторону кардинала. По приказу кардинала замки заговорщиков сровняли с землей. Медичи и брат короля ГАСТОН, герцог Орлеанский, позже были высланы из страны.
1790 - в Англию из Китая завезены хризантемы.
1837, 170 лет назад (30 октября по ст. ст.) - открылась первая в России (и шестая в мире) железная дорога общего пользования. Она связала Санкт-Петербург с Царским Селом и имела длину 27 км.
Как писала газета «Ведомости», «была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много-много карет» отправится впервые в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург — Царское Село».
Управлял «огнедышащей машиной» главный строитель дороги Франц (Франтишек) ГЕРСТНЕР — инженер, чех по национальности, которому летом 1835 года удалось получить разрешение на создание акционерного общества для строительства «в виде опыта» линии от Петербурга до Царского Села и Павловска. С этого рейса, длившегося 35 минут, ведут свой отсчет русские железные дороги. Максимальная скорость состава, состоявшего из паровоза «Проворный» и восьми желто-голубых вагонов, достигала 64 км/час. И это при мощности 40 лошадиных сил!
Тогда в русский язык вошли и новые слова. Главное, конечно, «паровоз» —для отличия от водяных пароходов. Ведь до этого наряду с названием «локомотив» употребляли слова «пароходные повозки» или «сухопутные пароходы». Не сразу появилось и слово «рельсы» — их звали грифами, брусьями, дорожками, полосам», колесопроводами и даже шинами. Изменилось и значение слова «вокзал». Прежде оно означало увеселительное заведение, а теперь перешло на станционное здание. Хотя самый первый в Павловске и строился-то именно как концертный зал и ресторан.
1843 (30 октября по ст. ст.) - в России учреждены государственные сберегательные кассы.
1880 - в Ирландии фермеры начали кампанию против отставного капитана Чарльза БОЙКОТА, агента одного из лендлордов. После на редкость неурожайного предыдущего года фермеров, не имевших возможности внести арендную плату, начали выселять с их участков. По призыву Чарльза ПАРНЕЛЯ была развернута агитация против подобного выселения. «Если кто-нибудь берет в аренду участок, с которого фермер был выселен, — заявил в сентябре Парнель, — старайтесь избегать встречи с ним где бы то ни было — на большой дороге, на городских улицах, в лавке, на ярмарке, на рынке и даже в божьем храме. Обрекая его на суровое одиночество, как некогда прокаженных, вы должны показать ему, какое отвращение внушает вам совершенное им преступление. Если хоть в одном ирландском графстве все население будет следовать этой системе, вы добьетесь того, что не найдется ни одного человека, столь опьяненного корыстью, столь лишенного чести, чтобы идти вразрез с общественным мнением всех порядочных людей этого графства и преступить ваш кодекс нравственных правил!». Капитан стал первой жертвой этой кампании, впал в нищету, а его имя стало нарицательным и вошло во все языки для обозначения подобных акций протеста.
1918 - завершилась первая мировая война. Немецкая делегация в 5.12 утра в железнодорожном вагоне маршала ФОША в Компьенском лесу подписала условия капитуляции. Через шесть часов капитуляция вступила в силу, и был произведен артиллерийский салют в 101 выстрел — последние залпы мировой войны.
1919 - Рига освобождена от немецко-белогвардейских войск под командованием немецкого генерала Рюдигера ФОН ДЕР ГОЛЬЦА и авантюриста Павла БЕРМОНТ-АВАЛОВА.
Фигура Бермонт-Авалова —бывшего корнета, неожиданно для всех вдруг вернувшегося из Германии полковником, а вскоре назвавшим себя генерал-майором и князем — скорее походила на героя оперетты, что позволило автору исторического романа «Белогвардейщина» Валерию Шамбарову описать его похождения соответствующим образом. Итак, послав подальше Антанту и Юденича и возомнив себя новым Бонапартом, князь Бермонт-Авалов решил повоевать и освободить Россию. Какая муха его укусила — неизвестно. Возможно, это была интрига фон дер Гольца, с которым Авалов жил душа в душу, а может, он просто перебрал. Сформированное им войско из 10 000 человек, гордо названное Западной Добровольческой армией, выступило из Курляндии на Петроград. Правда, по пути на Север лежали Латвия с Эстонией. Подобные мелочи новоявленного полководца не смущали. Щедро снабженный немцами оружием и прочими припасами, он сумел захватить Ригу. Раскатывая в коляске по городу, Бермонт-Авалов приударял за дамочками и объяснял им, что на днях пойдет героически освобождать Петроград. Сформировавшиеся к тому времени в балтийских республиках буржуазные правительства обратились за помощью к великим державам. К Риге отправился английский флот. Части бермонтцев были выбиты из Риги латышскими полками при участии эстонцев. Фон дер Гольц под давлением держав Антанты был вынужден отвести свои части из Курляндии в Восточную Пруссию. Так бесславно закончилась эта авантюра. Бермонт-Авалов сгинул безвестно в середине 20-х годов.
В Латвии в честь победы и освобождения Риги 11 ноября было провозглашено Днем Лачплесиса, или Днем памяти героев. Этот же день символически считается днем учреждения ордена Лачплесиса I, II и III степени, который вручался отличившимся в боях за независимость военнослужащим Латвийской армии, а также иностранцам, отличившимся во время сражений 1-й мировой войны и борьбы за независимость своих стран. За 9 лет орденом Лачплесиса были награждены 2120 человек. Ордена I степени были удостоены латышские офицеры БАЛОДИС, БРИЕДИС, КАЛПАКС, БЕРКИС и семеро иностранцев: король Бельгии АЛЬБЕРТ I, командующий эстонской армией ЛАЙДОНЕР, польский маршал ПИЛСУДСКИЙ, французский маршал ФОШ, французский же генерал ЖАНЕН, король Италии ВИКТОР ЭММАНУИЛ III и МУССОЛИНИ.
1920 - после жестоких пятидневных боев части Красной Армии овладели Перекопом, открыв дорогу в глубь Крымского полуострова. Среди особо отличившихся частей была и Латышская стрелковая дивизия.
1925 - американский физик Роберт МИЛЛИКЕН объявил об открытии космических лучей.
1960 - руководитель албанских коммунистов Энвер ХОДЖА покинул проходившее в Москве Совещание коммунистических и рабочих партий. Принципиальные разногласия во взлядах на сталинскую эпоху положили начало долгому периоду враждебности в отношениях Албании и СССР.
1987, 20 лет назад - Картина Ван Гога «Ирисы» продана за рекордную в то время цену — 53,6 миллиона долларов.
2000 - в тоннеле в Австрийских Альпах возле курорта Капрун погибли 159 человек. Спастись удалось лишь 12 горнолыжникам из Германии. Причиной трагедии стал пожар в поезде-фуникулере.
|