18 НОЯБРЯ - РОДИЛИСЬ:
ИРАКЛИЙ II (1720 — 22.1.179:smile_cool:,
грузинский царь, заключивший с Россией Георгиевский трактат.
1787, 220 лет назад - Луи Жак Манде ДАГЕР (1787 — 10.7.1851),
французский художник, создатель фотографии.
Михаил Васильевич ВОДОПЬЯНОВ (1899 — 11.8.1980),
летчик, один из первых Героев Советского Союза за спасение экипажа «Челюскина».
1912, 95 лет назад - Павел Иванович ШУРУХИН(1912 — 3.11.1956),
командир стрелкового полка, дважды Герой Советского Союза.
Константин Иванович БЕСКОВ (1920 — 6.5.2006), знаменитый футболист, ставший не менее прославленным футбольным тренером.
Если как игрок он состоялся в составе московского «Динамо», то главные тренерские успехи Бескова связаны со «Спартаком», который Бесков принял после вылета клуба из высшей лиги в 1976 году и которому «Спартак» обязан своим возрождением. В актив Бескова можно зачислить и первый выход советского клуба в финал европейских кубковых турниров («Динамо» М, 1972), второе место сборной в Кубке Европы 1964 года, вывод сборной СССР в финальную часть чемпионата мира 1982 года. При этом с ним не раз поступали несправедливо. После неудачи сборной СССР на Олимпийских играх 1952 года его вместе с другими игроками сборной лишили звания заслуженного мастера спорта. Второе место сборной в главном европейском турнире, как и поражение в финале Кубка Кубков, были определены спортивными чиновниками не как успех, а как крупные неудачи, что влекло за собой отставку. Со «Спартаком» же Бесков был вынужден расстаться потому, что в чемпионате 1988 года команда заняла лишь четвертое место.
1927, 80 лет назад - Эльдар Александрович РЯЗАНОВ (1927, Самара)
кинорежиссер, народный артист СССР.
Его дебютом в художественном кино стал вышедший в 1956 году фильм «Карнавальная ночь», а год назад (2006) в прокат вышла последняя, 25-я по счету, картина мастера — «Андерсен. Жизнь без любви». У комедий Рязанова — задорных, грустных, сатирических — была разная судьба: одни сразу ждал шумный успех («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих»), а другие или на многие годы оказывались на полке («Человек ниоткуда», «О бедном гусаре замолвите слово»), или просто не попадали в прокат («Предсказание»). Но этих удач и огорчений могло вовсе не быть, так как юный Рязанов вовсе не собирался становиться кинорежиссером, тем более комедийного жанра.
В три года научившийся читать и потом запойно поглощавший книжку за книжкой, он к воcьмому классу твердо решил, что станет писателем. По примеру героя романа Джека ЛОНДОНА «Мартин Иден», Эльдар решил, что ему следует отправляться бороздить моря, а потом описать свои путешествия для других. В 16-лет, чтобы не терять зря времени, он сдал экстерном экзамены за 10-й класс и написал письмо-заявление в Одесскую мореходку. В ожидании ответа, который так и не пришел, подросток последовал примеру товарища и подал документы во ВГИК. Так как он никогда в жизни фотографией или рисованием не занимался, в художественной самодеятельности не участвовал, автоматически отпали операторский, актерский и художественный факультеты, потому выбор был предопределен — режиссерский, для которого вроде бы ничего конкретного уметь не нужно. А за литературные труды вполне могли сойти юношеские стихи...
Лишь потом Рязанов узнал, что конкурс был 25 человек на место, но он не завалил ни одного экзамена и был принят. Условно, в зависимости от дальнейших успехов. Через два года руководитель курса кинорежиссер Григорий КОЗИНЦЕВ все же произнес роковые слова: «Нам придется расстаться. Вы слишком молоды». В отчаянии Рязанов ответил, что когда поступал, был на два года моложе и этот недостаток можно было заметить сразу. Озадаченно почесав голову, учитель должен был признать правоту доводов ученика.
Завершал вгиковскую учебу Рязанов в мастерской документального фильма, так как в игровом кино пределом мечтаний могла быть только должность ассистента. С отличием защитив дипломную работу, Рязанов пять лет проработал в кинодокументалистике. Фильм «Остров Сахалин» даже был представлен на Каннском фестивале.
Когда после смерти Иосифа СТАЛИНА было резко увеличено производство художественных фильмов, в игровое кино пришло много новичков. Судьба предоставила шанс и Рязанову. Сначала опытный коллега Сергей ГУРОВ пригласил его вместе делать фильм-ревю «Весенние голоса», а потом директор «Мосфильма» Иван ПЫРЬЕВ (создатель ставших классикой советского кино картин «Трактористы», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки») в буквальном смысле силком заставил молодого режиссера взяться за съемку музыкальной комедии «Карнавальная ночь».
В период постановки Рязанов четыре раза отказывался от фильма, сорвал все сроки и превысил лимиты, в газете «Советская культура» появилась заметка, сообщавшая, что на «Мосфильме» начинающий режиссер по отвратительному сценарию снимает очередную пошлую комедию. Не будь настойчивости и уверенности в успехе Ивана Александровича, мы сегодня могли бы и не знать имени одного из самых любимых комедийных режиссеров.
Маргарет ЭТВУД /Margaret Eleanor ATWOOD/ (1939),
лучший современный канадский автор, лауреат премии Букера 2000 года. Ей принадлежат высказывания: «Никто не погибал из-за отсутствия секса. Умирают от недостатка любви» и «У эскимосов 52 названия снега — такова его роль в их жизни. У любви не может быть меньше».
Аманда ЛИР /Amanda LEAR/ (1946), французская (?) певица, звезда эпохи диско-музыки. Родилась в Гонконге, от отца ей досталась англо-французская кровь, от матери — русско-азиатская. Росла на юге Франции и в Швейцарии. К 18 годам она свободно говорила на английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках. Ее первой страстью была живопись, которую она начала изучать в Париже, а потом в Лондоне. Там на нее обратили внимание в модельном бизнесе, и скоро Аманда представляла на показах Пако РАБАННА и Ива СЕН-ЛОРАНА. Там ее увидел Сальваторе ДАЛИ — и она на 15 лет стала его музой. В эти годы среди ее знакомых было много музыкантов: Брайан ДЖОНС, Брайан ФЕРРИ (обложку альбома For Your Pleasure группы Roxy Music украшала Аманда), Дэвид БОУИ, который хотел заставить ее петь. Но это произошло только с наступлением эпохи диско после подписания контракта с немецкой фирмой грамзаписи Ariola. Она покорила всю континентальную Европу, Азию, вела программу на телевидении, только в Великобритании и США успех был скромным. Отличал ее низкий, хриплый голос, который породил массу слухов, сплетен и легенд, не подтвержденных никакими фактами.
Давид КИПИАНИ (1951 — 17.9.2001), советский футболист, игрок тбилисского «Динамо» и сборной СССР, один из лучших игроков Союза конца 70-х — начала 80-х гг. Чемпион СССР 1978 года, обладатель Кубка Кубков 1981 года, лучший футболист СССР 1977 года.
Кипиани, блиставший в играх за клуб в матчах союзного первенства и европейских кубках (вспомните его гол в ворота миланского «Интера»), не был востребован тренерами сборной, которые строили ее игру не под игроков, а придуманные ими схемы. В 1976 году его включили в состав олимпийской сборной, но в Монреале единственным игроком, так и не появившимся на поле, был именно он. Самый провальный период в истории сборной СССР пришелся как раз на 70-е годы, но футболиста, умевшего делать на поле все, в состав не брали. Казалось, что в 1981 году в его судьбе настал перелом: дуэт Кипиани — Буряк придал игре сборной Бескова так недостававшие ей прежде ум, красоту и изящество. Но тяжелая травма, полученная накануне чемпионата мира 1982 года, поставила крест на спортивной карьере Кипиани. Из-за травмы не оказалось в сборной и Буряка, и возглавляемая сразу тремя главными тренерами сборная СССР так и не показала в Испании той игры, которой все восхищались годом ранее.
1957, 50 лет назад - Михаил МУРОМОВ(1957), певец и композитор.
|