Китайский флаг над Арктикойпечатькомментариитекстматериал размещен 4 марта 2010 14 КНР предъявляет новые территориальные претензии
Геополитические амбиции Поднебесной воистину безграничны: она активно осваивает наш Дальний Восток, столбит позиции в странах третьего мира, а теперь намерена включить в зону своих активных интересов и Арктику. Это коснется России самым непосредственным образом.
Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) накануне опубликовал исследование «Китай готовится к свободной ото льда Арктике», посвященное этому вопросу. По данным автора, имеющего доступ к правительственным кругам в Пекине, власти КНР преследуют сразу несколько целей в арктической зоне.
Во-первых, использование Северного морского пути сулит огромные транспортные выгоды для Китая. Ведь порядка половины экономики КНР так или иначе связано с морским транспортом. А Северный путь из Шанхая в Гамбург, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой земли на западе, на 6400 км короче южного. Кроме того, стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив в Суэцкий канал, с сентября 2008 по март 2009 года десятикратно выросла из-за действий пиратов.
Китайские власти медленно, но верно признают коммерческую и стратегическую значимость полярных территорий, отмечается в исследовании. Это признание, несомненно, будет расти по мере таяния арктических льдов. Соответственно, неизбежно и будущее столкновение интересов с историческими хозяевами региона в первую очередь с Россией.
Хотя официальный Пекин пока хранит молчание, в самой стране громко раздаются голоса, призывающие ограничить роль приполярных стран в разделе сокровищ Арктики. Профессор Го Пэйцин из Китайского океанического университета считает, что споры об Арктике - это «вызов, который бросают международному порядку и международному праву Россия и некоторые другие государства после окончания холодной войны».
Китайцы с настороженностью относятся к российским попыткам закрепить за собой часть арктического шельфа вместе с его нефтегазовыми богатствами. Их также волнует высокая плата, которую может потребовать РФ за проход в ее полярных водах. В этой связи стоит вспомнить установку российского флага на дне Северного Ледовитого океана в 2007 году.
Нужно отметить, что в отличие от России, которая тяжело переживает последствия глобального кризиса, экономика Поднебесной находится в неплохой форме и способна обеспечить активные действия на всех направлениях. Так, в 1993 году китайцы купили у Украины самый большой в мире неатомный ледокол, названный позже Xuelong («Снежный дракон»). С 1994 года он является частым гостем в арктических водах. В ближайшие годы КНР планирует начать собственное производство подобных судов. Первый из китайских ледоколов должен сойти на воду в 2013 году.
При этом отдельные представители китайских вооруженных сил открыто допускают возможность силового варианта разрешения арктических противоречий. Отметим, что и сами приарктические державы не склонны к пацифистским настроениям. Так, Канада уже декларировала намерение создать вооруженные суда ледового класса.
Природа как будто сама создала предпосылки для противостояния в этом суровом регионе. По некоторым оценкам, здесь может находиться до 25% мировых запасов нефти и газа. А стремительное отступление льдов, фиксируемое учеными, делает их более доступными. И вряд ли большого азиатского дракона остановит маленький трехцветный флаг на дне холодного океана.
Материал: Иван Незамятный
Мы еще не представляем насколько это реально.
http://www.mk.ru/politics/article/2010/ ... tikoy.html