Если при торможении блокируется хотя бы одно колесо и уходит на юз, то увеличение тормозного пути и занос автомобиля практически неизбежны. При заблокированных передних колесах, ко всему прочему, автомобиль, перестает реагировать на поворот руля. А оно вам надо? Торможение на грани блокировки колес дает максимальную эффективность замедления, минимальный тормозной путь и избегает появления всех вышеназванных минусов, т.е. является идеальным торможением.
Как правильно тормозить на авто без ABS. Основные способы торможения в критических ситуациях В зависимости от условий движения и необходимости водители применяют различные способы торможения, но, как правило, все они сводятся к различным вариациям, либо сочетанию следующих трех основных способов. Резкое торможение (оно же экстренное) Обычно применяется в аварийных ситуациях, когда необходимо быстро остановить автомобиль. Такой вид торможения подходит для ровных покрытий с более-менее хорошим сцеплением: асфальт, мокрый асфальт и пр. • Сильно жмем на тормоз. Чем лучше сцепление с дорогой, тем позднее колеса перейдут в юз. Эффективное замедление при таком торможении происходит только до момента возникновения блокировки колес. Почувствовав блокировку колес (визг шин, появление вибрации или вдруг уменьшившееся замедление), следует тут же уменьшить нажатие на педаль тормоза* и приступить к импульсному торможению - прерывистым нажатиям на педаль. Этим вы избежите длительного юза колес и, тем самым, устраните его негативные последствия (занос, неуправляемость, увеличение остановочного пути).
В критической ситуации приотпустить тормозную педаль не так-то просто, как кажется, особенно если места для остановки крайне мало. Даже водители со стажем, испугавшись, подчас жмут тормоза что есть мочи. От подобных ошибочных действий защитят только практические тренировки и наработанные рефлексы мышечной памяти.
Импульсное торможение выполняется как минимум двумя способами. Ступенчатое торможение Будьте готовы применить его в начальный момент юза колес на любом покрытии, а в особенности на скользких поверхностях: укатанный снег, лед и пр. Данный способ торможения очень эффективен, но требует сноровки. • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза. Нажимать педаль необходимо до возникновения юза, и тут же следует немного отпустить ее. Как только вы почувствовали исчезновение блокировки - снова нажать. Нажать.. Чуть отпустить… Нажать… Чуть отпустить… • Рулем при необходимости корректируем траекторию движения автомобиля, при этом стараясь избегать поворота руля в момент блокировки колес. Самое первое нажатие на педаль должно быть максимально коротким, чтобы избежать длительного юза. Так сказать им вы производите «разведку покрытия» и достаточного для юза усилия. Получается, что мы как бы ловим «грань блокировки колес», не допуская длительного скольжения и в то же время постоянно прикладывая тормозное усилие к педали. При этом вы сами выбираете для себя комфортную частоту и длительность нажатия в зависимости от внешних условий, но обычно, чем более скользкое покрытие, тем чаще должны быть толчки. (По мере снижения скорости их частоту можно уменьшать, а длительность увеличить). Прерывистое торможение Применяется на разбитых или неровных поверхностях дорог (рытвины и пр.), а также в местах, где чередуются участки покрытий, имеющих различную скользкость. Например: асфальт – лед – асфальт – укатанный снег и пр. • Выполняйте толчки ногой по педали тормоза, каждый раз полностью отпуская ее. При этом нажимать на педаль следует до возникновения юза колес. Нажать.. Полностью отпустить… Нажать… Полностью отпустить… • В момент растормаживания колес при необходимости поворотом руля корректируем траекторию движения автомобиля (подруливаем). Отличается от предыдущего способа тем, что здесь каждое нажатие педали заканчивается полным прекращением торможения. Отпускать педаль желательно именно на выбоинах дороги (при контакте передних колес с препятствием) или на более скользком покрытии, где тормозить не желательно. Момент нажатия педали в данном случае приходится на более предпочтительные для торможения поверхности (ровные участки дороги или места с более хорошим сцеплением). На них же при необходимости можно применить и ступенчатое торможение. Данный способ замедления менее эффективен по сравнению с предыдущим, но более легок в исполнении. Поэтому применяйте его либо на вышеперечисленных участках, либо на любом покрытии при наличии достаточного запаса в дистанции.
Что делать если машину заносит? Если в ходе торможения возник занос автомобиля, необходимо прекратить начатое торможение и тут же поворотом руля скорректировать траекторию движения, поворачивая колеса в сторону заноса. В идеале при выравнивании автомобиля лучше не тормозить вовсе. Т.е. что-то одно: либо крутим руль, либо тормозим.
На авто без АВS при экстренном торможении на скользком покрытии важно не заглушить двигатель, чтобы не потерять управляемость!
Проверено на личном опыте. приобретённом при обучении в Центре высшего водительского мастерства. Основоположник и автор системы контраварийного обучения, автор методики группового обучения водителей, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заслуженный тренер России, заслуженный деятель науки России, академик БПА, руководитель и основатель «Центра высшего водительского мастерства» Эрнест Сергеевич Цыганков. Материалы по теме в интернете. Тайны не содержат. А вот сам процесс усвоения знаний сильно зависит от квалификации преподавателей и методики обучения.
_________________ Не торопись! Успеешь ...
|