В начале зимы 1999-2000 года PIPE вытащил меня и Митяя на только что замерзший Гребной канал. Тогда еще не было плаката, мол, съезд на лед запрешен, и штраф 100 рублей. Не было и секьюрити в зеленых телогрейках, которые за эти 100 рублей пускали на лед. Но и лед не был расчищен, как в последующие годы.
На ровном льду, припорошенном примерно 4-сантиметровым свежим снегом, мы долго гоняли по всему каналу. Как-то так получилось, что увлеклись именно резонансными заносами: сугробов по бокам не было, поставить машинку на уши, если держаться середины канала, риска тоже не было. Раскачивая руль, мы провоцировали этот резонансный занос и учились из него выходить. Оказалось, что это не так сложно, если быть к нему готовым: нужно прибавлять газ и рулить "по убывающей", т. е. поворачивать руль на меньший угол, чем хотелось бы. За два-три аккуратных качка рулем машина возвращалась на прямой курс. Эффективнее подавлять резонансный занос получалось при оборотах побольше, т. е. в КПП нужно включать передачу пониже.
Через несколько месяцев мне этот опыт пригодился. В апреле неожиданно выпал снег, а мне нужно было ехать в Тулу. После МКАД шоссе выглядело так: на правой половине снег посыпали песком с солью, колеса раскатали его в слякоть, получился просто мокрый асфальт. Левая половина - чистый белый снег толщиной примерно 4-5 см. Поняв, что при обгоне неизбежно придется выходить на левую, заснеженную половину, я специально выехал на нее и стал разгоняться, включив 4-ю передачу. Резонансный занос возник на 110 км/час и был задавлен прибавлением газа и рулением по убывающей - как в начале зимы на Гребном канале.
Где-то уже в Тульской области, мне пришлось обгонять Москвич-"каблук". Я заранее переключился на 4-ю передачу и вышел на эту снежную целину. А водиле "каблука" не понравилось, что его обгоняют - и он, зараза, прибавил газу. Пришлось и мне прибавить, причем скорость достигла пороговых 110 км/час и занос не заставил себя ждать. Я был к нему готов, быстро подавил резонанс "компенсационным рулением" и, обогнав "каблук", вернулся на правую полосу.
Еще раз этот опыт пригодился мне на судействе ралли ГранПри
www.auto.ru в начале зимы 2002 года. Двумя машинами мы ехали по судейской легенде по Новорижскому шоссе. Поскольку я плохо знаю это направление, легенду взяли наши партнеры по судейской бригаде - три девушки на Крайслере-Неоне (одна из них - известная авторушница Duck). Из-за ошибки в легенде мы промащнулись на 20-30 км. Когда это выяснилось, я забрал легенду, отдал ее жене вместе с атласом Подмосковья и пошел лидером. А трасса была примерно такая же: снежная слякоть справа и девственный снег слева. Шел на 130 км/час неоднократно "ловил" резонансный занос при обгонах, но мы прибыли "на точку" за пять минут до приезда открывающего. Девицы на Крайслере сказали, что они и не предполагали, что Нива может так быстро ездить:-)
Надеюсь мой опыт пригодится. Самое главное - нарабатывайте собственный опыт, тренируйтесь, создавайте - в безопасных местах - ситуации, которые могут возникнуть на дороге. И - удачи!