Вот еще интересное мнение нашел.
Миф "атаки века".
30 января 2005 года исполнилось 60 лет со дня гибели лайнера "Вильгельм Густлов" от торпед советской подводной лодки "С-13" под командованием Александра Маринеско. Уже несколько десятилетий вначале в советской, затем в российской печати не утихают споры по поводу событий ночи 30 января 1945 года, когда "Вильгельм Густлов" пошел на дно, увлекая за собой мужчин, женщин, детей. В большинстве публикаций "автор" катастрофы Александр Маринеско предстает перед читателем как несомненный герой, незаслуженно пострадавший от советской системы, долгое время забытый и оцененный по достоинству только после смерти. В них утверждается что гибель лайнера оказала огромное влияние на ход и исход Второй Мировой войны, на борту "Густлова" нашли свою смерть 8.000 гитлеровцев, среди них 80 - 100 экипажей подводных лодок, а остальные эсэсовцы и бонзы НСДАП. Уничтожив столько подводников, командир "С-13", таким образом, сорвал морскую блокаду Великобритании, поэтому его можно считать спасителем союзников от голодной смерти. Кроме того, командир "С-13" Александр Маринеско объявлен личным врагом Гитлера под №26, командир конвоя по личному приказу фюрера был расстрелян (в некоторых публикациях к высшей мере наказания приговаривается капитан лайнера), а в III Рейхе был объявлен трехдневный траур. Атака "С-13" 30 января 1945 года признана вершиной военно-морского искусства и названа "атакой века". В других работах командир "С-13" рисуется как сумасбродный алкоголик, плюющий на дисциплину и субординацию, которому просто крупно повезло:
Сразу хочется сказать, что мы с уважением относимся к деятельности советских моряков в годы великой Отечественной войны, и ни каким образом не пытаемся бросить тень на командира и экипаж "С-13". Мы пытаемся отделить зерна от плевел, факты от идеологической жвачки, которой до сих пор кормят доверчивый "электорат" политики и жадные до сенсаций журналисты.
Так кто же был на борту лайнера в ту роковую ночь? На судно принято порядка 6.000 человек. Из них личный состав 2-го батальона 2-го учебного дивизиона подплава (918 человек), 373 женщин-военнослужащих вспомогательной службы Кригсмарине, 162 раненных и около 4,5 тысяч беженцев, в основном женщин и детей. Экипаж лайнера составлял 173 человека. Никакого военного груза на "Густлове" не было. После гибели лайнера кораблям и судам удалось спасти 1.252 человека, 36 из которых умерли от переохлаждения на борту у спасателей. "Вильгельм Густлов" стал могилой для 406 подводников, 90 членов экипажа, 250 добровольных помощниц флота и порядка 4 тысяч раненных и беженцев. Из подводников погибло 16 офицеров. Потери среди офицерского состава подплава составили: три лейтенанта, три обер-лейтенанта, два капитан-лейтенанта, и восемь фенрихов медицинской службы.
Сколько же экипажей подводных лодок можно было сформировать из 2-го батальона 2-го учебного дивизиона подводного плавания? Если за основу брать простое количество людей, не обращая внимания на специальность и воинское звание - получается двадцать или что-то около того. Если учесть факт, что это матросы из учебки, не имеющие права на самостоятельное несение вахты, кроме того, принимая во внимание, что экипаж любого корабля предполагает наличие офицеров, мичманов, старшин, матросов - специалистов всех специальностей от торпедиста до кока - то ни одного. Даже если предположить, что экипажи полностью сформированы и укомплектованы, им предоставлены подводные лодки новейших типов и серий, им предстоит еще курс практической боевой подготовки на своих кораблях с выходом в море и отработкой различных элементов (погружение - всплытие, боевое маневрирование, торпедная атака и т.д.). Все это заняло бы не один месяц, а, учитывая, что значительная часть Балтики, района, где проводили свои тренировки немецкие подводные лодки, была практически потеряна, осуществление боевой подготовки экипажами подводных лодок составляла бы большую проблему. В лучшем случае, эти моряки могли быть использованы на сухопутном фронте для затыкания дыр в обороне Вермахта. В 1945 году все новейшие подводные лодки Германии были укомплектованы экипажами. Большинство из них к апрелю - маю 1945 года завершили курс боевой подготовки, но только единицы вышли в море для ведения боевых действий. Следовательно, ни об одном, ни, тем более, восьмидесяти экипажах подводных лодок, погибших на "Густлове", речь идти не может. Поэтому ни на ход, ни на исход войны "С-13" своей атакой 30 января 1945 года повлиять не могла.
По поводу нахождения на борту лайнера эсэсовцев и руководителей НСДАП. На наш взгляд, фрау Шмидт с детьми, супруга партайгеноссе, строго борца и кавалера ордена Крови, не относится к руководству III Рейха. Гибель семьи партийного функционера нельзя отнести к фактору, влияющему на положение на фронте. Не вписываются в разряд эсэсовцев добровольные помощницы флота - связистки, секретари и т.д. А среди раненных, вполне возможно, были члены СС, но это не охрана концлагеря, на наш взгляд их следует рассматривать просто как солдат. Мы вполне допускаем, что на борту "Вильгельма Густлова" находились лица, ответственные за преступления нацистского режима, но чтобы вывести тараканов никто не сжигает дом.
Второй блок мифов касается объявления траура, признание командира "С-13" личным врагом Гитлера и казни лиц, ответственных за безопасность лайнера и его пассажиров. Командир 2-го батальона 2-го учебного дивизиона подплава Вильгельм Цан, капитан "Вильгельма Густлова" Ф. Петерсен и командир сил охранения ВМБ Готенхафен, откуда лайнер вышел в свой последний рейс, корветтен-капитан Вольфанг Леонхардт благополучно пережили войну. Никто из ближайшего окружения Гитлера не вспоминает о резкой реакции фюрера на гибель судна, хотя известие о катастрофе стало известно ему уже на следующий день. О гибели "Вильгельма Густлова" не упоминает никто из высших лиц Рейха, кому удалось оставить мемуары. Скорее всего, населению Германии и не сказали о гибели судна. Любой тоталитарный режим не любит признаваться в своих промахах и ошибках. Ему всегда нужны хорошие новости. Катастрофу в Сталинграде невозможно было умолчать, поэтому был объявлен траур, и предприняты попытки обернуть беду на благо с призывами о сплочении нации, тотальной войне. Германская пропаганда сумела преподнести массовую сдачу в плен 6-й армии во главе с командующим как ее геройскую гибель в бою. О катастрофе "Вильгельма Густлова" население Германии узнало в искаженном виде спустя две - три недели из сообщений шведского радио. И, наконец, если бы траур был бы объявлен, государственные флаги приспущены, то хотя бы один немец должен был помнить об этом. С вопросом объявления Маринеско личным врагом Гитлера - не было траура, не было и врага под №26. У немцев были дела поважнее, чем отлавливать какого-то капитана 3 ранга.
Саму атаку "атакой века" тоже назвать нельзя. Был поход. Было желание добиться цели. Была встреча с судном на контркурсах. Был разворот и часовая гонка за лайнером. Был пуск торпед и гибель судна. Если посмотреть на схему, то можно найти атаки с более сложным маневрированием. Если за критерий взять количество жертв, то пальма первенства принадлежит капитану 3 ранга Коновалову командиру подводной лодки "Л-3", потопившему 16 апреля 1945 года транспорт "Гойя" и около 7.000 человек. Если во главу угла ставить размер цели, то американская "Арчерфиш" 29 ноября 1944 года потопила новейший японский авианосец "Синано", водоизмещение которого составляло 72.000 тонн, тем более что "Синано", в отличие от "Вильгельма Густлова" шел противолодочным зигзагом в охранении трех эсминцев. (На авианосце погибло 1.435 человек). Если отдать приоритет тому пропагандистскому эффекту, который последовал за победой подводной лодки, то здесь вне конкуренции "U-47" Г. Прина, его прорыв в Скапа-Флоу и уничтожение линкора "Ройал Оук" 14 октября 1939 года. К слову, сложность маневрирования "U-47" и ее выход в атаку не идет ни в какое сравнение с атакой "С-13". Если за основу брать атаку, которая перевернула бы взгляды военных моряков на использование подводных лодок, то следует вспомнить "U-9" Отто Ведингена, за один день отправившую на дно три крупных корабля противника - крейсера "Кресси", "Абукир", и "Хог" 20 сентября 1914 года.
Из вышеизложенного видно, что никакого военного, военно-политического или пропагандистского эффекта атака "С-13" на момент ее совершения не имела. Так почему по этому поводу сломано столько копий и исписаны горы бумаги?
Еще с советских времен мы привыкли жить легендами о Героях - Небожителях. Лысый дедушка, лучший друг детей, учившийся в школе на одни пятерки, всю свою жизнь посвятивший борьбе за счастье рабочего класса? Правильно, Ленин. Герой Гражданской войны, создатель Первой Конной, первый советский маршал, непобедимый полководец и лучший стрелок? Конечно, Ворошилов. Советский подводник, однажды пустивший на дно лайнер, до отказа набитый военными преступниками в форме а-ля Штирлиц и подводниками, которые готовы были завтра поставить Англию на колени, в момент, когда Красная Армия приступила к началу Висло-Одерской операции? Правильно, :
Мы предлагаем взглянуть на эти события другими глазами и ответить на вопросы: 1. Был ли в действиях командира и экипажа "С-13" героизм, и если был, то как он проявился. 2. Какое значение имела атака подводной лодки тогда, в 1945 году и сейчас.
Во-первых, любой поход подводной лодки в годы войны можно считать проявлением героизма ее экипажа. В большинстве случаев корабль либо возвращается на базу, либо гибнет со всем экипажем, а так как командир корабля является душой и мозгом экипажа, то основная часть заслуг принадлежит ему. У "С-13" был никуда не годный командир и такой же экипаж? Им просто повезло, что они встретили такую цель? Да, такую цель мог встретить любой, но безукоризненно провести атаку, и через 11 дней повторить успех, выйдя на первое место по потопленному тоннажу противника среди подводников своей страны, - это уже не везение. И что в итоге? Коллективный подвиг отмечен. Подводная лодка награждена Орденом Красного Знамени. Такой же награды удостаивается командир. Человек, которому за сомнительное потопление транспорта (по оценке Маринеско в 7 - 8 тыс. брт, реально 400 брт) два с половиной года назад награждается орденом Ленина - высшим орденом своей страны, а сейчас его отмечают знаком, который есть у каждого пятого офицера-фронтовика. И это за потопление очень крупного судна и легкого крейсера. (Так оценил Маринеско свою вторую жертву. Кстати, победу над крейсером никто из советских подводников за всю войну не объявлял). По нашему мнению, если бы на месте Маринеско по оценке штаба флота оказался более надежный в морально-политическом отношении офицер, то звание Героя Советского Союза ему было бы присвоено без особых проблем, а его подвиг нашел бы широкое признание у пропагандистов ГЛАВПУРа. Неудобную победу неудобного командира вспомнили только в канун 20-летия Победы. (Мы, по крайней мере, самое раннее упоминание о подвиге Маринеско нашли в сборнике "Герои и подвиги" вып. 4, Военное издательство, 1966 г., рассказывающем о малоизвестных страницах Великой Отечественной). Примерно тогда же стал широко известен подвиг летчика Девятаева, сбежавшего из фашистского плена на немецком самолете и подвиг защитников Брестской крепости - после окончания войны некоторые участники этих событий получили тюремные сроки. Тогда же, по нашему мнению, и была придумана легенда о трауре, личном враге и расстреле командира конвоя, а пассажиры "Вильгельма Густлова" вдруг все стали эсэсовцами и матерыми подводниками, хотя, может быть, эти легенды берут свое начало и из скоропалительных и безответственных публикаций в нейтральной и союзной прессе 1945 года. Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что атаку "С-13" можно считать выдающимся событием, подвигом, результатом, которого не добился никто из 228 командиров советских подводных лодок, принимавших участие в боевых походах. Результатом, достигнутым благодаря самоотверженным и грамотным действиям командира и экипажа субмарины.
Второе. Оценка атаки "С-13" 30 января 1945 года имеет двоякое значение. Тогда, в 1945, было не особенно важно, кто находился на борту "Вильгельма Густлова". Для советских людей все они были "фрицы", матери, жены, дети, родственники, соседи тех, кто осуществлял оккупационный режим на территории СССР, кто творил зверства над мирным населением и военнопленными - родственниками, друзьями, сослуживцами моряков с "С-13". Это было возмездие народу, допустившему к власти людей, ответственных за газовые камеры лагерей смерти и гетто, за руины Сталинграда и умерших от голода на Невском проспекте, и за многие-многие преступления нацизма. Тогда это был крупнейший транспорт, потопленный советскими подводниками, и экипажу "С-13" было чем гордиться.
Сегодня события ночи 30 января 1945 года учат нас тому, как опасно создание исторических мифов. Развенчание героев часто неблагоприятно сказывается на моральном здоровье нации. Со временем происходит переоценка ценностей и взгляд на то или иное событие меняется. Стоит заменить эсэсовцев и подводников на беженцев, так подвиг "С-13" сразу теряет свой блеск, хотя героизм остается героизмом, и, по нашему мнению, никто не вправе оспаривать исключительность этого события.
Е.В.Чирва. 30 января 2005 г.
|