Собственно сам из этой области, поэтому и публикую... Сформулировано неплохо.
Эхо Москвы
Ведущие:
Юлия Латынина
Передача:
Код доступа
http://echo.msk.ru/programs/code/592346-echo/
Цитата:
У меня очень много вопросов. Вальдемар меня спрашивает: «Здравствуйте, Юля. Что стоит за высказыванием Медведева об инновационных технологиях?» Короче говоря, спрашивают о том, что будет в России с инновационными технологиями ввиду кризиса, и насколько серьезны попытки Путина и Медведева модернизировать российскую экономику. Вы знаете, я ведь думаю тут вот что.
Есть в Библии история про Каина и Авеля. Каин, если вы помните, занимался хлебопашеством, а Авель пас стада. Нас еще в школе в советское время учили, что есть земледельчество, есть скотоводчество, и эти фазы развития сменяют друг друга. А теперь нам ясно, что эти фазы развития человеческого общества не сменяют друг друга, и что есть земледельческие общества, которые строили города, обзаводились книгопечатанием, а есть кочевники. Вот у них есть степь, они с барашком и с лошадью кочуют по этой степи.
И бессмысленно объяснять человеку, который создает государство на основе кочевой империи, например Чингисхану или Аттиле, что города – это хорошая штука. Города кочевая империя уничтожает. Тот же Чингисхан вырезал все города в Афганистане. Причем это был тот случай, когда Афганистан полностью поменял экономическую ориентацию и превратился Афганистан из страны цветущих городов и орошаемых полей (орошаемых сложной системой кяризов) в страну пустынь и гор, которую не завоевал с тех пор никто. Вот до Чингисхана завоевывали Афганистан все кому не лень – от Александра Македонского до эфталитов, а после Чингисхана никто не завоевывал.
Потому что, с точки зрения кочевников, бессмысленно обсуждать, зачем кочевнику города. Город – это такое место, где не пасутся кони. Бессмысленно рассказывать кочевнику, что такое книга. Книга – это такая штука… Зачем? Она тяжела в походе, ее к седлу не привяжешь. Даже когда воины Чингисхана готовили себе мясо, они же его как готовили? Они клали его под луку седла, и пока оно не сопреет, они на нем скакали, а потом ели. А тут еще книгу прикажете возить.
Так вот с точки зрения кочевого общества города или книгопечатание – это лишнее. Вот сейчас нет кочевников и земледельцев. Но сейчас есть технологические общества и общества, которые добывают нефть. И это такое же фундаментальное различие. Если вы посмотрите на то, как организовано общество, которое добывает нефть – не важно, это Нигерия, Саудовская Аравия, Венесуэла, Россия, – и проанализируете его потребности с точки зрения потребностей власти, то вы увидите, что этой власти высокие технологии не нужны по тем же причинам, по которым кочевникам не нужны были города.
Скажите, а зачем высокотехнологический бизнес или просто бизнес в России. Бизнесмен, когда обзаводится бизнесом, он становится самостоятельным, он просит долю в управлении государством. Он начинает борзеть. Поэтому, в принципе, государство нефтяное, оно устроено так. Есть небольшая элита, которая получает доходы с нефтяного бизнеса. И есть в нашем, российском, случае какой-то подножный бизнес, который производит товары, услуги. С него кормятся генералы, майоры и прочие, обеспечивающие устойчивость существования этой элиты.
И проблема заключается в том, что не только инновационные технологии, но просто любой самостоятельный бизнес в обществе, устроенном на том, что элита получает деньги от нефти, он не только не нужен, он вреден.