Продолжаем. Видать, скоро придется всю книгу выкладывать.
Для начала рисунок Братана:
Попробую своими словами.
Для начала о многострадальных радиусах колеса - их четыре: свободный, статический, динамический и качения.
Свободный - это понятно, радиус накачанного колеса без какой-либо нагрузки. Чисто геометрический параметр. R на рисунке Братана.
Статический - радиус колеса, нагруженного весом автомобиля. Это тот самый меньший радиус сдутого колеса, радиус r
зеленой окружности из рисунка, который вся ваша компания ошибочно принимала за радиус качения. Физический его смысл вот в чем - это расстояние от дороги до оси колеса, т.е. величина, от которой зависит дорожный просвет.
Динамический - это тот же статический, но при движении автомобиля. Чем больше скорость, тем больше влияние оказывает центробежная сила на шину. Эквивалент этому - увеличение жесткости боковин или давления воздуха. Короче, с ростом скорости динамический радиус увеличивается и автомобиль несколько приподымается над дорогой.
Качения - говорил уже. Это радиус вымышленного колеса, путь которого
за один оборот совпадает с путем, пройденным реальным колесом по реальной дороге. Вот он-то нам и важен, его-то и меряли косвенно экспериментаторы.
Теперь непосредственно о результатах измерений. Если не принимать во внимание разнобой в результатах в 5 раз из-за чудовищной точности методики измерений, тенденция прослеживается - радиус качения спущенного колеса несколько меньше свободного, в последнем "неблагоприятном" случае аж на 1.38%. При этом статический радиус, о котором так долго говорили большевики, той самой
зеленой окружности на рисунке, по которой якобы катится спущенное колесо, меньше процентов на 15. Почувствуйте разницу.
С радиусами вроде все.
Итак, откуда берутся те самые 1.38%. В случае идеального колеса разница будет равна нулю, радиус качения будет равен свободному радиусу колеса, как его не сдувай-надувай, ибо любое выпуклое тело пройдет весь свой периметр за один полный оборот. Хотя бы с этим уже вроде никто не спорит, и то ладно, можно дальше идти. Реальная шина работает несколько иначе, и разница обусловлена главным образом динамическим проскальзыванием и окружной деформацией ленты протектора.
Что такое динамическое проскальзывание. Про боковой увод все слышали? Как переднее колесо работает в повороте - при приложении осевой силы оно стремится пройти поворот по бОльшему радиусу, как бы "переступая" грунтозацепами протектора по асфальту. При этом юза нет, но проскальзывание есть - передок машины сместился наружу поворота.
Так вот динамическое проскальзывание в пятне контакта ведущего колеса - то же самое явление, только направление приложения силы поменялось на 90 градусов и колесо проскальзывает в продольном направлении, а не в поперечном, как при повороте. Следов пробуксовки при этом нет, след ровный.
Окружная деформация - то такое и откуда берется. Элемент силового каркаса шины - брекер - можно считать условно недеформируемым в продольном направлении, но сверху-то него налито сантиметра 3 резины. Поэтому перед пятном контакта и в его начале при работе шины возникает уплотненная область протектора, которая несколько сокращает общую длину протектора, а следовательно, и
путь, пройденный за один оборот и радиус качения. Зависит главным образом от конструкции шины, на гоночных сликах почти неощутимо, а на мягкой зимней резине с развитыми грунтозацепами очень даже.
Вот эти два фактора в совокупности и дают некоторое незначительное сокращение радиуса качения.
Теперь по многострадальной формуле 12. Давай-ка перестанем додумывать за ученых, что она учитывает\не учитывает и подвергать сомнению. Это - точняк.
Вроде все предельно понятно, откуда взялись 70 градусов расхождения меток на 14 оборотов. Самое интересное, если у той же Шнивы открутить задний кардан или тащить ее буксиром - то метки в тех же условиях разойдутся наоборот, надутое колесо будет крутиться быстрее сдутого. См. левую часть рис.34.
Горячим головам, которые побегут в гаражи с намерениями что-либо подтвердить или опровергнуть экспериментально, хочу сказать следующее: пытаться исследовать такие тонкие материи и вылавливать градусы в тех условиях, которые вам доступны - это все равно что наводить орудие визуально через канал ствола. Результат малопредсказуем, не тратьте время.
Предлагаю на этом закончить.