СХЕМА РАБОТЫ ТОРМОЗОВ
1. СИСТЕМА РАСТОРМОЖЕНА (ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ)
Педаль 35 тормоза оттянута пружиной 24 в исходное положение, до упора в наконечник 25 выключателя стопсигнала. Толкатель 20 с поршнем 17, а также корпус 39 клапана со штоком 14 под действием пружины 40 занимают крайнее заднее положение. Клапан 36 пружиной 18 прижат к заднему торцу поршня 17. Доступ атмосферного воздуха в полость Б перекрыт, а полость А через канал В, щель между клапаном 36 и торцом корпуса 39 и канал Г свободно сообщается с полостью Б.
При работающем двигателе разрежение из впускной трубы двигателя через шланг К передается в полость А и затем через канал В в полость Б. Поршни 11 и 46 главного цилиндра под действием возвратных пружин занимают крайнее заднее положение до упора в ограничители 44. В этом положении между поршнем 46 и штоком 14 усилителя имеется зазор 1,05-1,25 мм; распорные втулки 45. упираясь в ограничительные винты 44, отжимают уплотнители 48 в переднее положение, тем самым открывая проходы для тормозной жидкости. Рабочие полости главного тормозного цилиндра свободно сообщаются с полостями бачка 12 через шланги, через отверстия в цилиндре, через лабиринты между поршнями 11 и 46 распорными втулками 45 и уплотнителями 48 и далее через радиальные и осевые отверстия в поршнях. Поршни колесных цилиндров передних тормозов отжаты от тормозных колодок примерно на 0,1 мм за счет упругой деформации уплотнительных колец, и тормозные колодки находятся лишь в легком соприкосновении с рабочими поверхностями тормозного диска. Тормозные колодки 22 задних тормозов под действием стяжных пружин отведены от тормозного барабана 21, а поршни 23 колесных, цилиндров вдвинуты внутрь цилиндров, оставаясь поджатыми к тормозным колодкам распорными пружинами.
При движении автомобиля без торможения поршень 28 регулятора давления за счет предварительного скручивания торсионного рычага поднят в крайнее верхнее положение до упора головки поршня в пробку 27 регулятора. В этом положении поршня тормозная жидкость свободно проходит к колесным цилиндрам задних тормозов через зазоры между поршнем 28, уплотнителем 30 и втулкой 29.
2. НАЧАЛО ТОРМОЖЕНИЯ
При торможении нажатием на тормозную педаль толкатель 20 клапана переместится вместе с поршнем 17. Под действием пружины 18 клапан 36 закроет кольцевую щель и разобщит вакуумную полость А с атмосферной полостью Б. Поршень 17 переместится вперед до упора в пластину и между задним торцом поршня и клапана 36 появится зазор, который соединит атмосферную полость Б С наружным воздухом. Заполняя вакуум, наружный воздух через фильтр и образовавшийся зазор между поршнем и клапаном поступит в полость Б и создаст давление на диафрагму 38. Под действием разности давления в полостях А и Б корпус 39 клапана через буфер 16 будет давить на шток 14, снижая тем самым усилие на тормозной педали. Первоначально выберется зазор между поршнем 46 и регулировочным болтом штока, затем начнет перемещаться поршень 46 полости привода вторичного контура. Как только распорная втулка 45 отойдет от ограничительного винта 44, уплотнитель 48 под действием пружины прижмется к торцовой поверхности кольцевой канавки поршня и разобщит полость привода первичного контура и полость бачка 12. С этого момента при дальнейшем перемещении поршня 46 будет создаваться давление тормозной жидкости в полости первичного контура, которое вызовет перемещение поршня 11 полости привода вторичного контура. При этом давление в обеих рабочих полостях будет возрастать равномерно (при исправных контурах привода).
При возрастании давления в рабочих полостях главного цилиндра увеличивается давление жидкости через радиальные отверстия на уплотнители 48, что обеспечивает более плотное прилегание рабочей поверхности уплотнителей к зеркалу цилиндра. Поршни 7 под давлением жидкости во вторичном контуре, преодолевая сопротивление упругой деформации уплотнительных колец 6, перемещается до соприкосновения с внутренней тормозной колодкой. При дальнейшем возрастании давления внутренняя колодка прижмется к тормозному диску 10. Одновременно, под давлением жидкости, которое действует на днище блока цилиндров, начинает перемещаться блок цилиндров 9 вместе с суппортом 5 по скосам направляющей 3 и прижимных рычагов 4. При этом суппорт перемещает наружную тормозную колодку относительно направляющей и прижимает ее к тормозному диску. Таким образом, обе тормозные колодки 1 прижмутся к тормозному диску с определенным усилием.
Увеличение давления жидкости в первичном контуре вызывает перемещение поршней в верхних цилиндрах блоков 9 и в колесных цилиндрах задних тормозов. При этом поршни 23 раздвигают и прижимают тормозные колодки 22 к тормозному барабану 21, а верхние поршни блоков цилиндров 9 увеличивают суммарное усилие, с которым тормозные колодки переднего тормоза прижимаются к диску 10.
Вначале торможения масса автомобиля стремится переместиться вперед, нагрузка на переднюю подвеску возрастает, а на заднюю уменьшается. Благодаря этому задняя часть кузова начинает приподниматься вместе с регулятором давления 20 (см. лист 25) и обоймой 12 опорной втулки. При этом рычаг 21 привода регулятора давления повернется относительно пальца тяги 13, и короткое плечо рычага 34 (см. лист 30) опустится вниз, т. е. рычаг 34 перестанет давить на поршень 28 регулятора давления.
Сила давления жидкости на верхний торец поршня с большей площадью поверхности в какой то момент превысит силу давления жидкости, действующей на поршень снизу, и поршень, преодолевая сопротивление пружины 32, начнет опускаться вниз, следуя за коротким плечом рычага 34.
Если водитель прекрати. нажимать на педаль и оставит ее нажатой в каком-то промежуточном положении, то корпус 39 клапана вакуумного усилителя пройдет вперед под давлением атмосферного воздуха на величину зазора между упорной пластиной и канавкой поршня. При этом клапан 36 упираясь в торец поршня 17 перекроет доступ воздуха в полость Б и одновременно откроет кольцевую щель между корпусом 39 и поршнем 17. За счет разности давления воздух из полости Б перейдет через канал В в вакуумную полость А. Давление в обеих полостях выровняется и серводействие вакуумного усилителя прекратится.
3. ПОЛНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
В момент полного торможения происходит наибольший подъем задней части кузова. Сцепление задних колес с дорогой ухудшается. Поршень 28 регулятора давления, опускаясь вниз, прижимается головкой к уплотнителю 30 и перекрывает поступление жидкости к колесным цилиндрам задних тормозов. Дальнейшее увеличение тормозного момента на задних колесах прекращается, предотвращая возможный <юз>, а значит, и занос автомобиля.
После срабатывания регулятора давления в полости под поршнем создается давление P1, а в полости над поршнем - давление Р2, которое меньше давления P1.
При выходе из строя вторичного контура жидкость под давлением, создаваемым поршнем 46 в полости привода заднего контура, передвинет поршень 11 до упора в пробку корпуса главного цилиндра. При этом отверстия, сообщающие полость привода вторичного контура цилиндра с бачком 12, будут перекрыты, утечки тормозной жидкости не произойдет, а первичный контур сохранит свою полную работоспособность. В этом случае увеличится свободный ход педали тормоза и тормозной путь автомобиля.
Если будет поврежден первичный контур, то поршень 46 продвинется вперед до упора в поршень 11, перекроет отверстие, сообщающее полость привода первичного контура с бачком 12, и при дальнейшем нажатии на педаль сработает вторичный контур. При этом свободный ход педали и тормозной путь автомобиля также увеличатся.
4. РАСТОРМАЖИВАННЕ
При снятии ноги с педали тормоза педаль возвращается в исходное положение под действием пружины 24. При этом она тянет за собой толкатель 20 клапана и поршень 17. Задний торец поршня упирается в клапан 36 ,и перекрывает доступ атмосферного воздуха в полость Б. Клапан 36 отходит от корпуса 39 клапана и открывает кольцевую щель, которая сообщает атмосферную полость Б с вакуумной полостью А через каналы Г и В. Серводействие усилителя прекращается и тормозная педаль 35, корпус 39 клапана вместе со штоком 14 возвращаются в исходное положение под действием пружин 24 и 40.
Под действием возвратных пружин в исходное положение (до упора в ограничительные винты 44) отходят поршни 11 и 46 главного цилиндра. Распорные втулки 45, упираясь в ограничительные винты 44, отводят уплотнители 48 от торцовых поверхностей кольцевых канавок поршней, что приводит к сообщению рабочих полостей цилиндра с бачком 12. При этом давление в первичном и вторичном контурах падает, и поршни блоков цилиндров передних тормозов отходят от колодок под действием упругой деформации уплотнительных колец 6, а поршни 23 колесных цилиндров задних тормозов сходятся под действием стяжных пружин. тормозная жидкость вытесняется из колесных цилиндров в главный цилиндр, ее излишек через компенсационные отверстия перетекает в бачок 12.
|