Чисто в принципе совершенно понятно, что блокировка в хороших дорожных условиях (равномерное распределение тяговой и весовой нагрузки на колёса, сцепление колёс с дорогой досточное для восприятия тягового усилия от двигателя) приводит:
1) При прямолинейном движении (случай идеальный, чисто умозрительный) – все колеса и, как следствие, передний и задний карданы вращаются с одинаковой скоростью – ни к чему достойному обсуждения не приводит.
2) При движении по некой кривой приводит к тому, что хотя колёса одной оси за счет свободного межколесного дифа могут вращаться с разной скоростью, в силу влияния колес другой оси, будут вращаться со скоростью, отличной от той, которая необходима для движения по данной траектории. Эта разница поглощается за счет упругой деформации резины колес, небольших срывов в пятне контакта (резина повизгивает) и возрастания нагрузки в зацеплении шестеренок дифа. Если для резины это не очень страшно, то для дифа повышение нагрузки имеет следствием повышенный износ.
Движение в условиях плохих дорог или бездорожья можно разделить на четыре условные группы и применительно к ним попробую разделить требования к режиму дифа:
1) Движение в песке. Пытаюсь ехать на второй пониженнной не снижая темпа. Диф свободен. Если заблокировать, то при маневрах возникнет пробуксовка одного или более колёс, и оно (они) может зарыться, что чревато потерей темпа и полной остановкой. Трогаться в песке нужно уже с блокировкой, колёса прямо. Перед этим нужно лопатой освободить колёса и проложить для них хотя бы минимальную колею. В качестве сэндтраков можно использовать салонные резиновые коврики. Очень помогает.
2) Едем по размокшей глинистой грунтовке. Такие дороги, как правило, имеют плотно укатанную колею, и хотя машина ведет себя на них как мыло в ванной, это самый прикольный вид „джипования” – закопаться тяжело (если не вылетишь с дороги). Тут однозначно блокирую диф (все равно пробуксовка будет) и, пусть буксуя и совершая колебания вокруг вертикальной оси, машина все равно ползет в нужном направлении.
3) Движение по льду IMHO следует разделить на два случая : троганье-низкая скорость и равномерное рабочее движение (60-90 км/ч). В первой ситуации блокировка дифа – это то, что доктор прописал; увеличивает шансы тронуться и разогнаться примерно в два раза. Пониженная увеличивает вероятность этого события ещё раза в полтора. Поэтому Нива рулез! Второй случай соверешенно не требует блокировки, скорее наоборот, здравый человек ни в коем случае не должен ехать с высокой скоростью (для льда 90 это как для асфальта 300, т.е. для обычных машин недостижимо, сравнить тяжело) с заблокированым дифом. Чисто из общих соображений понятно, что любая попытка изменить на льду траекторию движения или двигаться по более-менне крутой дуге с заблокированным дифом приведет к срыву в скольжение одного или более колес (в силу конструкции нивовская задняя подвеска не обладает подруливающим эфектом, и поэтому чаще срывается задняя ось, т.е. возникает занос, но с заблокированным дифом возрастает и вероятность сноса). Чтобы поддерживать равномерное движение со скоростью 60-90 км/ч не нужны ни блокировки, ни пониженная, даже хорошая резина не нужна – достаточно лысых типа „сликов”и четырёх ведущих. Шипованая резина в данных условиях обеспечивает уверенное маневрирование (я не сторонник её, но это тема другого разговора). То, что некоторым „орлам” блокировка дифа помогает управлять автомибилем в скольжении, конечно, правда; но орлы эти должны летать на гоночных трассах, ледяных или соляных озерах – в любом случае вне дорог общего пользования, по которым ездят „просто люди”, вдоль которых есть кюветы, растут деревья, стоят столбы и т.п., т.е. цена ошибки – жизнь, своя или чужая.
4) Движение по болотам, бродам, раскисшему чернозёму. Без спецподготовки машины и себя, любимого, соваться не рискую и другим не советую.
P.S. 1)В вышеприведенном тексте под словом „диф”, если иное явно не указано, понимается межосевой дифференциал.
2)Для преодоления труднопреодолимых участков у меня в багажнике всегда лежат лопата, топор и трос.
3)Если кому-то все это показалось банальным – ну, извините.
_________________ Крепкой руки и верткого руля вам, товарищи!
|