Обещал и вот, читайте...
Теперь что касается вопроса, почему мелкосерийные, а точнее, немного отличающиеся от серийных, компоненты стоят иногда в разы дороже серийных. Тут чистая экономика и, естественно, интересы бизнеса, владеющего процессом. Людям, знакомым с процессом это и так все ясно, как божий день. Сразу хочу сказать, любые совпадения случайны, а цены условны.
Возьму для примера форсунку омывателя ветрового стекла Лада Веста с обогревом. Стоимость форсунки, например, 100 рублей, стоимость нагревательного элемента, к примеру, 30 рублей. Логично предположить, что форсунка с обогревом должна стоить 130 рублей. Но это совершенно не так!
Программа производства: без обогрева 15000 комплектов в месяц (итого 30000 штук в месяц – по 2 шт. на автомобиль), с обогревом 1000 комплектов (итого 2000 шт.). В процессе сборки участвуют дополнительно (кроме оснастки и приспособлений для сборки без нагрева): оснастка для запрессовки нагревательного элемента, Poka Yoke для проверки работоспособности форсунки с установленным элементом. Плюс дополнительно форсунки упаковываются по 10 шт., перевязываясь малярным скотчем. Соответственно они укладываются в тару в определенном порядке, а не навалом, как обычная форсунка. Тара одна и та же – гофрокороб. Но без нагрева в нее входит, например, 1000 форсунок, а с нагревом только 100… Это уже увеличивает стоимость.
Приспособление для запрессовки тоже стоит денег (его проектирование, изготовление, логистика, дополнительное обслуживание в процессе работы и т.д.), PY с модулем управления аналогично. Причем, стоимость этого компонента достаточно велика по сравнению с остальным оборудованием.
Что имеем на выходе. Всего в производстве форсунки без обогрева участвуют следующее оборудование и оснастка: литьевая форма форсунки, литьевая форма уплотнителя, сборочное устройство (запрессовка шариков), контрольное устройство настройки струи. Для форсунки с обогревом к этому прибавляются приспособление для запрессовки нагревателя и PY проверки работоспособности нагревателя. Учитывая 15 кратную разницу в объеме производства, стоимость всех затрат на этот нагреватель придется раскидать на гораздо меньшее количество готовых изделий. А учитывая, что в основном для оплаты изготовления всей оснастки используются кредитные деньги, прибавляем сюда проценты по кредиту. АВТОВАЗ, затем покупает всю изготовленную оснастку в собственность и передает производителю права на ее использование. И он тоже привлекает для этого кредитные ресурсы. Короче, цена готового изделия, минимально отличающегося от серийного, различаться может в разы! И эта разница тем больше, чем более автоматизирован процесс изготовления «серийной» детали.
Хочу сразу отмести пожелания «не ставить это г@вно на машину и так обойдемся!». Деталь взята только для примера.
Заранее простите, если это и так всем известные истины.