Chicken писал(а):
В каждой шутке есть доля шутки.
А здесь действительно возникает вопрос, что считать образованием. То, что пишут в анкетах мало о чем говорит. Человек себя образует всю жизнь и не только в учебных заведениях.
Накопил 2.5 высших, к.ю.н., кучку всяких по мелочи, а завидую кругозору многих знакомых, у которых и одного законченного высшего нет.
Давайте попробуем разобраться с образованием и понять, что оно собственно дает. Я немного знаком с высшим образованием в технической области, поэтому позволю себе высказать мнение по этому поводу.
Для начала, есть мнение, что умными себя считают в основном люди не очень далекие

. Еще есть мнение, что ощущение себя идиотом, очень полезно, т.к. позволяет понять, что тебе есть еще куда совершенствоваться, еще есть вопросы, надо заняться этим, этим и тем... В процессе осознания появляется еще больше вопросов и таким образом процесс развития не останавливается.
Весь вопрос в том, что такое ум. Эту штуку (ум) разные люди трактуют по разному.
Если у человека есть изначальные способности, то их отточат высшей школе, а если он туп от природы, то ничего сделать нельзя. В принципе, можно обойтись и без высшей школы, но с ней как-то проще... Кроме того, в высшей школе пытаются научить людей думать по другому, более эффективным (с точки зрения решения задачи) способом. По этому поводу есть интересная книга Непейводы (в приложении, в конце книги, есть соображения про уровни мышления):
http://ulm.uni.udm.ru/~nnn/fp.zip
Самородки (типа Ломоносова) среди студентов, попадаются не очень часто. Большую часть людей приходится "вытаскивать" на нужный уровень мышления. К сожалению, не со всеми это получается.
Так что, таким образом, дает нам высшее образование? Умение думать так, чтобы можно было решать сравнительно сложные задачи эффективно. Эдакий инкубатор для мозгов.
Наличие справки о высшем образовании говорит не об однозначном наличии способностей в мышлении, а о том, что человек прослушал некоторое количество курсов и умудрился защитить выпускную квалификационную работу (разницы между защитами на 3- и 5+ никто естественно не делает). Процентов 10 студентов заканчивает ВУЗ балансируя между оценками 2 и 3. Большая часть - середнячки, один процент - мозговитые монстры. А диплом вот у всех одинаковый (разве что у зубрил он красный

).
Следующая ступень - кандидатская диссертация. Там фильтр более жесткий и не имея мозгов прорваться туда тяжело. Но все равно, даже самые халтурные кандидатские диссертации будут значительно сложнее чем хорошие дипломные работы.
Фильтры стоящие на пути в доктора наук еще более жесткие. А вот стать членом корреспондентом РАН и или академиком РАН - вообще почти невозможно.
Почитатйте например Гинзбурга на эту тему
http://atheismru.narod.ru/Ginzburg/Articles/02.htm
В других академиях, коих сейчас расплодилось великое множество, такого отбора нет. Зато к мнению академика РАН я бы прислушивался, т.к. вероятность попадания туда человека несведущего - близка к нулю.