Уж коли нет на форуме двигателистов, объясняю на пальцах.
Наверное, все знают, или сталкивались с таким явлением. При медленном проворачивании вручную коленвала двигателя в открытой маслозаливной горловине слышен шум уходящего в картер воздуха в зазор между гильзой и поршнем/кольцами. И при герметичных клапанах практически ВЕСЬ воздух, поступивший в цилиндр (за исключением оставшегося в камере сгорания) уходит в картер двигателя. Далее этот воздух уходит по шлангам вентиляции – через ресивер в цилиндры с тактом впуска и даже в воздушный фильтр. При ускоренном прокручивании к/вала Вы будете ощущать определенное сопротивление сжимаемого воздуха, в камере сгорания появляется несколько большее давление (условно предположим, 2 кг/см. кв.), т.е. появляется компрессия. Но двигатель при таком давлении/компрессии не запустится.
При прокручивнии к/вала стартером в цилиндрах (точнее – в камерах сгорания) создается полновесная компрессия, т.е. сохраняется количество (объем при н.у.) воздуха, необходимого для сгорания порции топлива и прохождения такта рабочего хода. При сгорании топлива в картер проникают продукты горения (в т.ч. и вода, НО !!! в газообразном состоянии). Количество/объем проникающих в картер продуктов сгорания в это время уже значительно меньше, чем количество воздуха при ручной прокрутке. С повышением числа оборотов это количество уменьшается. Газы просто не успевают «просочиться в щели» в прежнем количестве, да и тепловые зазоры по мере прогрева двигателя уменьшаются. Если при запуске и работе на режиме ХХ некоторая часть газов (ее можно и нужно принимать во внимание) проникает в картер, то при увеличении числа оборотов их количество уменьшается (обратная зависимость) значительно. А вот отсюда – подробнее. Многие замечали, что на ХХ из открытой маслозаливной горловины происходит «выхлоп», уменьшающийся при увеличении числа оборотов. При 2000 - 3000 – 4000 об/мин. (у кого – как) - атмосферный воздух уже втягивается в эту горловину. Причина легко объясняется. При закрытой пробке, на ХХ, в картере образуется избыточное давление (проникающих газов достаточно), которое легко откачивается разряжением в ресивере, вместе с масляным туманом. Шланг по внутреннему диаметру тонкий, скорость истечения газов достаточна для переноса масляного тумана. К слову сказать, бОльшая часть этого тумана оседает на внутренней поверхности вертикальной части шланга и стекает в поддон. Чтобы сорвать эту масляную пленку, скорости истечения недостаточно! В ресивер попадает та часть тумана, которая успела достигнуть горизонтального участка шланга. Как следствие – масло и в цилиндрах, особенно в 4-м.
Так же, при закрытой горловине, но уже на больших оборотах, теперь проникших в картер газов очень мало, избыточного давления в картере почти нет и даже появляется разряжение, масляному туману «не на чем выехать» из картерного пространства. Диаметр шланга гораздо бОльший, скорость истечения газов нижеЕ, и даже из малой толики тумана большая его часть успевает осесть на нижней части шланга. Внутренности большого шланга возле «стакана» покрыты масляной пленкой, а возле ресивера почти сухие!
Парадокс, но в суммарном соотношении через большой шланг газов проходит на несколько порядков больше, чем через тонкий!!!
Здесь уместно заметить, что сторонники езды на режимах почти ХХ и «внатяжку» попросту убивают двигатели таким стилем вождения. Мало того, что просто повышается расход масла. Это масло, попадая в цилиндры, не сгорает полностью и попадает в канавки поршневых колец. Вот оно, и то масло, которое снимается маслосъемными кольцами, еще и «прижигается» раскаленными проникающими газами. Налицо одна из причин «закоксовывания», «западания» и поломки поршневых колец. Чуток правы те, кто «дают про S раться» двигателю, хоть это и не всегда помогает.
_________________ ШНива 2004 г/в, 112тыс.км. "Вишневый сад". Двойной ДМ в геныче, воздушный фильтр ГАЗ-3110, ФТОТ КамАЗ. Маслоотделитель в вентиляции картера, реле-регулятор РР-132. Кулеры в вентиляции салона. ____________ Люблю свою "Ярославну"!
|