Дело было вечером, делать было нечего ... Денег на БК опять не было, а стрелка остатка топлива опять показывала погоду на Луне... И родилась бредовая идея сваять "на коленке" из минимума деталей расходомер... Причём идея оказалась настолько бредовой, что дожила до состояния релиза. ;-)
Итак, исходные данные (доступны любому интересующемуся путём недолгого Гугления):
Контроллеры ЭСУД Bosh 7.0, Bosh 7.9.7 (и соответственно Январь 5.0, Январь 7.2 и, видимо, некоторые прочие, но меня они не интересовали) имеют на разьёме вывод под названием "СРТ" - ничто иное, как "сигнал расхода топлива". Используется он якобы для того, чтобы подключённый к контроллеру Бортовой Компьютер мог точно считать расход топлива. Некоторые БК пользуют этот сигнал (напр. "Гамма":smile_wink:, некотороые получают расход расчётным способом (напр. "Штат-Шеви":smile_wink:. Но как бы то ни было, из документации следует, что на этом выводе контроллер генерирует 16000 импульсов на каждый израсходованный литр топлива. Т.е. в первом приближении достаточно просто считать импульсы на выходе контроллера и будет счастье... :-)
Блок-схема расходомера приведена на рис.1
Вывод "СРТ" контроллера ЭСУД подключён к 1му блоку - двоичному счётчику-делителю на 16000. На его выходе получаем 1 импульс на 1 литр израсходованного топлива. Этот сигнал подаётся на вычитающий вход 2го блока - десятичного реверсивного счётчика на 2 десятичных разряда. Предполагается, что перед началом работы пользователь посредством кнопок "+" и "Сброс", подключённых к соответствующим входам 2го блока, вводит начальное кол-во топлива в баке. Таким образом число, хранящееся во 2м блоке соответствует реальному количеству топлива в баке, корректируется в соответствии с реальным расходом топлива и отображается на индикаторе (Блок 3).
Схема расходомера приведена на рис.2
Входная часть устройства реализована на схеме с транзистором Q1 и микросхемами D1.3-D2. Часть схемы на микросхеме D1.3 представляет собой временнУю задержку начала счёта импульсов на входе. Задержка примерно равна 4 минутам и введена из-за того, что во время работы только что запущенного непрогретого двигателя на выходе контроллера присутствуют импульсы с совершенно нереальной частотой... :
Часть схемы на микросхеме D2 - это "временнОй селектор", не пропускающий импульсы с периодом, меньшим заданного - таким образом осуществляется защита от помех и импульсов с частотой, заведомо большей нужной.
Делитель на 16000 реализован на микросхеме D3 (CD4059A, 564ИЕ15) - двоичном счётчике с программируемым коэффициентом деления. Коэффициент деления можно изменять при необходимости точной подстройки под реальный расход топлива. Эту микросхему можно заменить на 561ИЕ16 и 2 корпуса логики.
Десятичный реверсивный счётчик на 2 десятичных разряда реализован на микросхемах D4,D5 (74LS192, 555ИЕ6. Вообще-то на их место предполагалась пара 561ИЕ14, но они оказалиь страшным дефицитом). На суммирующий вход посредством кнопки "+" может быть подан сигнал с частотой примерно 1Гц со схемы на D1.1-D1.2-D2.2 - генератора импульсов с частотой примерно 2Гц и делителя на 2, который одновременно реализует и защиту от "дребезга" контактов кнопки. Таким образом установка текущего уровня топлива в баке сводится к нажатию и удержанию кнопки "+" до момента установления правильного значения на индикаторе. Если при установке текущего уровня топлива происходит ошибка, показания индикатора могут быть сброшены в "0" кнопкой "Сброс".
И наконец, часть схемы на элементах D1.4-D1.5-D6-D7-Q2-Q3 реализует динамическую индикацию на двухразрядный 7ми-сегментный светодиодный индикатор D7 (A-362 в моём случае). На элементах D1.4-D1.5-Q2-Q3 собран задающий генератор, сигнал которого служит для переключения отображаемого разряда. На микросхеме ПЗУ D6 (2716, 573РФ2) реализован дешифратор двоично-десятичного кода, получаемого со счётчиков, в код 7ми-сегментного индикатора. Применение в качестве дешифратора микросхемы ПЗУ позволило значительно упростить схему индикации (а кроме того эта реализация взята "один в один" из другого моего проекта : ). "Прошивка" позволяет использовать индикаторы как с общим анодом, так и с общим катодом (в этом случае придётся поменять местами подключения выводов "Lo" и "Hi" индикатора. Естественно, вместо ПЗУ могут быть применены другие дешифраторы двоично-десятичного кода в код 7ми-сегментного индикатора и индикация может быть реализована статической.
Питание схемы осуществляется от двух интегральных стабилизаторов D8,D9 (7805, КР142ЕН5). От стабилизатора D9 запитывается "дежурная" часть схемы, т.е. та часть, которая питается постоянно. От стабилизатора D8 запитываются микросхема D6, индикатор D7, транзисторы Q1-Q3. Т.е. это наиболее "энергопотребляющая" часть схемы и она запитывается только при включении зажигания. Потребление - 44mА/135mА в соответствующих режимах.
На схеме не изображены фильтрующие конденсаторы по питанию, но они подразумеваются.
На рис.3 показана возможная модернизация схемы - за счёт ввода ещё одного корпуса получается ограничение на ввод кол-ва топлива в баке - не более 60л. вместо 99.
Собранный по схеме девайс обкатывался в течение 2х месяцев (рис.4,5) и зарекомендовал себя, как весьма точный инструмент индикации остатка топлива в баке, в отличие от штатного прибора. Сответственно, может быть рекомендован всем, кому делать нечего
На текущий момент я обдумываю дальнейшую судьбу получившегося девайса... И ввиду того, что лишних денег на БК пока так и не предвидится ;-) , у этого бреда есть все шансы дожить до встраивания в блок контрольных ламп.
Спасибо за внимание.
PS: Прошивка ПЗУ для дешифратора:
http://slil.ru/25759171
http://ifolder.ru/6433983
http://www.rapidshare.ru/666226
PPS: Схема в большом разрешении:
http://img212.imageshack.us/img212/6307/ris2bigth8.png
_________________
Ихь лебедихь :oops:

- ШНГ, 2007г.в., L, "Сочи"
- ШНГ, 2008г.в., GLC, "Кварц"
+ Дустер, 2021