В теме "Автоматически включаемый свет"
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=37284 Beard29 предложил очень удачное схемное решение контроллера дневных ходовых огней (ДХО) на основе микросхемы К564ИЕ10.
Воспользовавшись его идеей, в этой же теме я публиковал свой вариант контроллера ДХО, собранного на микросхемах 561/564 серии:
часть 1я -
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=3845902#3845902
часть 2я -
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4079990#4079990
часть 3я -
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4251611#4251611
Время шло, железка работала себе и работала, но хотелось упростить схему до минимума. И вот руки дошли... :
Контроллер ДХО/сигнализатор ручника собран на микроконтроллере AVR ATTiny13/ATTiny13A (см.схему):
На входы устройства подаются сигналы с датчика скорости (Д.С.), включения ближнего и дальнего света фар, включения ручного тормоза и фиксируемой кнопки "Включение/Отключение ДХО". На выходе устройство формирует сигнал управления реле включения/отключения ДХО и звуковой предупреждающий сигнал о забытом или ошибочно включёном ручнике.
ДХО автоматически включаются после прихода на устройство 12-и импульсов с датчика скорости, за это время автомобиль проезжает 2м. ДХО автоматически отключаются/не_включаются, если отжата кнопка включения ДХО, или выключено зажигание, или поднят ручник, или включён ближний/дальний.
Сигнализатор поднятого ручника (пищалка) включается после 6-х импульсов с датчика скорости (т.е. если проехать на ручнике ~1м) и верещит до тех пор, пока ручник не будет опущен.
Монтаж устройства удобен тем, что почти все подключения осуществляются к разьёмам комбинации приборов, и только один провод "уходит" в моторный отсек и один к блоку предохранителей.
Плата прикручена короткими шурупами к задней стенке комбинации приборов:
Кнопка "Включение/Отключение ДХО" в моём случае расположена на приборной панели непосредственно над кнопками включения габаритов/фар:
Контроллер может управлять ДХО, реализованными
любым из известных способов - дополнительно устанавливаемыми фонарями, ближним светом фар, противотуманками или "половинками" дальнего света фар. Т.к. у меня реализован именно последний способ, то его я и буду рассматривать дальше в качестве примера.
Дневные ходовые огни на "половинках" дальнего придуманы давно и не нами и делались на старых американских/японских автомобилях. Суть решения заключается в том, что в одной фаре контакт массы лампы дальнего света переключается на питающее напряжение, что приводит к последовательному включению двух ламп дальнего света и свечению их, упрощенно говоря, вполнакала.
Преимущества реализации ДХО на "половинках" дальнего:
1. не покупаются и не ставятся на машину всякие дополнительные "колхозные" светильники,
2. нагрузка на бортовую сеть включенных последовательно 2 ламп дальнего ~в 2 раза меньше , чем у штатных ближнего света или противотуманок,
3. экономия ламп ближнего света и ламп противотуманок - лампы дальнего в разы дешевле и легче меняются, а при работе в полнакала практически "вечные" :
4. направление пучка дальнего света по определению более "правильное" для ДХО, нежели пучка света ближнего или противотуманок. Яркость "половинок" дальнего близка к оптимальной.
Для сравнения можно посмотреть на фотографии, сделанные
Sergei55_ru:
"Подкапотная часть":
В левую фару врезан двухконтактный разьём (от дверных концевиков). У этого разьёма на задней части есть своеобразный "буртик", который очень плотно защёлкивается в вырезанное отверстие. Плюс всё замазано герметиком:
Реле припаяно к двум проводам от внедрённого разъёма и в разрыв двух коричневых "земляных" проводов от разъёма лампы дальнего света. Реле вклеено внутрь фары.
Теперь рассмотрим процедуру "прошивки" микроконтроллера, т.е записи управляющей микропрограммы в его энергонезависимую память.
Схема простейшего программатора для программирования микроконтроллеров ATTiny программатором PonyProg:
Провода для подключения к порту LPT компьютера должны иметь минимальную длину (на практике 10-15см нормально). Питание Vcc=+5 вольт можно взять от USB-порта или с разъема клавиатуры, резистор 1-10кОм. В случае программирования микроконтроллера прямо в схеме, выводы микроконтроллера подключаются напрямую к LPT-порту, дополнительная обвязка при этом не требуется.
Программу программатора PonyProg можно бесплатно скачать здесь:
http://downloads.sourceforge.net/ponyprog/PonyProg_V207c.zip
Процедура прошивки:
1. Запускаем PonyProg. Если это первый запуск, то настраиваем - меню "Setup", "Interface Setup". Выбираем "Parallel", "Avr ISP I/O", "LPT1". После чего запускаем т.н. калибровку из этого же меню.
2. В списке "Device" выбираем "AVR micro", "ATTiny13".
3. Подключаем программатор с микроконтроллером или собранный девайс, подаём питание на программатор/девайс.
4. Пробуем прочитать микроконтроллер, чтобы убедиться в работоспособности всей связки - меню "Commands", "Read Program (Flash)"
5. Если чтение прошло успешно, загружаем файл прошивки - меню "File", "Open Program (FLASH) File"...
6. Устанавливаем т.н. конфигурационные биты - меню "Commands", "Security & Configuration Bits". Ставим галочки для CKSEL1, SUT0, SUT1, SPIEN
7. Шьём - меню "Commands", "Write All". Возможно будет ошибка. Объяснять, почему она может возникать не буду, это не страшно.
8. Проверяем - меню "Commands", "Verify Program (Flash)". Должно пройти успешно.
Прошивка v.1.2 -
http://yadi.sk/d/KrXclRZk79o37
Прошивка в формате hex (выделенное курсивом скопировать и сохранить в файл с произвольным именем и расширением .hex):
FC
C018951895189518951895189518956C
FE90DBFE0E6F0E00027019371
F030E9F7EF39D9F7EEE1FF27EA95F083F1
E9F709E007BB06E308BBC098C398F8944A
E120D003950113FCCF29D030E022
DC0C09800271CE015D021D030E03C
F4CF03950113F8CF42D0EFCFC398F9
D030E0231305C046D005D004D0C09A68
E5CFC098E3CFB49905C00AD016D0B49993
C0FBCF05D011D0B49B01C0FBCF0895A3
A000B29906C030D0B29903C020E0C09804C015
B0002AD0B29BF7CF21E00895B19905C023D093
C000B19902C020E005C01ED0B19BF8CF21E05D
D000C09808950F931F932F930FEF10E020E027
E000015010402040E0F72F911F910F9108958B
F000C39AF0DFC398EEDFD3DF30E0231301C0F3
F7CFC39808950F931F932F9308EE13E032
E0015010402040E0F72F911F910F91F7
FF
Спасибо за внимание.
:!: PS: И традиционно - всё что вы возможно будете делать, руководствуясь вышенаписанным, вы будете делать на свой страх и риск - автор ничего и никому не гарантирует.
_________________
Ихь лебедихь :oops:

- ШНГ, 2007г.в., L, "Сочи"
- ШНГ, 2008г.в., GLC, "Кварц"
+ Дустер, 2021