Международный клуб владельцев и любителей Нива Тревел, Легенда, Шевроле Нива и Лада 18+

 




 [ Сообщений: 20 ]  На страницу  След.
Автор Сообщение
 
Не в сети
Сообщение Добавлено: 30 май 2013, 09:11  
Аватара пользователя
Резидент
Резидент

    220
Автор темы
  •  365
  • 53

  •  07 дек 2007, 20:30

  •  Питер

Блог: Просмотр записи (0)
В теме "Автоматически включаемый свет" http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=37284 Beard29 предложил очень удачное схемное решение контроллера дневных ходовых огней (ДХО) на основе микросхемы К564ИЕ10.
Воспользовавшись его идеей, в этой же теме я публиковал свой вариант контроллера ДХО, собранного на микросхемах 561/564 серии:
часть 1я - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=3845902#3845902
часть 2я - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4079990#4079990
часть 3я - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?p=4251611#4251611
Время шло, железка работала себе и работала, но хотелось упростить схему до минимума. И вот руки дошли... :

Контроллер ДХО/сигнализатор ручника собран на микроконтроллере AVR ATTiny13/ATTiny13A (см.схему):

Изображение

На входы устройства подаются сигналы с датчика скорости (Д.С.), включения ближнего и дальнего света фар, включения ручного тормоза и фиксируемой кнопки "Включение/Отключение ДХО". На выходе устройство формирует сигнал управления реле включения/отключения ДХО и звуковой предупреждающий сигнал о забытом или ошибочно включёном ручнике.
ДХО автоматически включаются после прихода на устройство 12-и импульсов с датчика скорости, за это время автомобиль проезжает 2м. ДХО автоматически отключаются/не_включаются, если отжата кнопка включения ДХО, или выключено зажигание, или поднят ручник, или включён ближний/дальний.
Сигнализатор поднятого ручника (пищалка) включается после 6-х импульсов с датчика скорости (т.е. если проехать на ручнике ~1м) и верещит до тех пор, пока ручник не будет опущен.
Монтаж устройства удобен тем, что почти все подключения осуществляются к разьёмам комбинации приборов, и только один провод "уходит" в моторный отсек и один к блоку предохранителей.

Плата прикручена короткими шурупами к задней стенке комбинации приборов:
Изображение
Изображение
Изображение

Кнопка "Включение/Отключение ДХО" в моём случае расположена на приборной панели непосредственно над кнопками включения габаритов/фар:
Изображение

Контроллер может управлять ДХО, реализованными любым из известных способов - дополнительно устанавливаемыми фонарями, ближним светом фар, противотуманками или "половинками" дальнего света фар. Т.к. у меня реализован именно последний способ, то его я и буду рассматривать дальше в качестве примера.

Дневные ходовые огни на "половинках" дальнего придуманы давно и не нами и делались на старых американских/японских автомобилях. Суть решения заключается в том, что в одной фаре контакт массы лампы дальнего света переключается на питающее напряжение, что приводит к последовательному включению двух ламп дальнего света и свечению их, упрощенно говоря, вполнакала.
Преимущества реализации ДХО на "половинках" дальнего:
1. не покупаются и не ставятся на машину всякие дополнительные "колхозные" светильники,
2. нагрузка на бортовую сеть включенных последовательно 2 ламп дальнего ~в 2 раза меньше , чем у штатных ближнего света или противотуманок,
3. экономия ламп ближнего света и ламп противотуманок - лампы дальнего в разы дешевле и легче меняются, а при работе в полнакала практически "вечные" :
4. направление пучка дальнего света по определению более "правильное" для ДХО, нежели пучка света ближнего или противотуманок. Яркость "половинок" дальнего близка к оптимальной.

Для сравнения можно посмотреть на фотографии, сделанные Sergei55_ru:
Изображение

"Подкапотная часть":
В левую фару врезан двухконтактный разьём (от дверных концевиков). У этого разьёма на задней части есть своеобразный "буртик", который очень плотно защёлкивается в вырезанное отверстие. Плюс всё замазано герметиком:
Изображение

Реле припаяно к двум проводам от внедрённого разъёма и в разрыв двух коричневых "земляных" проводов от разъёма лампы дальнего света. Реле вклеено внутрь фары.
Изображение

Теперь рассмотрим процедуру "прошивки" микроконтроллера, т.е записи управляющей микропрограммы в его энергонезависимую память.

Схема простейшего программатора для программирования микроконтроллеров ATTiny программатором PonyProg:
Изображение

Провода для подключения к порту LPT компьютера должны иметь минимальную длину (на практике 10-15см нормально). Питание Vcc=+5 вольт можно взять от USB-порта или с разъема клавиатуры, резистор 1-10кОм. В случае программирования микроконтроллера прямо в схеме, выводы микроконтроллера подключаются напрямую к LPT-порту, дополнительная обвязка при этом не требуется.
Программу программатора PonyProg можно бесплатно скачать здесь: http://downloads.sourceforge.net/ponyprog/PonyProg_V207c.zip
Процедура прошивки:
1. Запускаем PonyProg. Если это первый запуск, то настраиваем - меню "Setup", "Interface Setup". Выбираем "Parallel", "Avr ISP I/O", "LPT1". После чего запускаем т.н. калибровку из этого же меню.
2. В списке "Device" выбираем "AVR micro", "ATTiny13".
3. Подключаем программатор с микроконтроллером или собранный девайс, подаём питание на программатор/девайс.
4. Пробуем прочитать микроконтроллер, чтобы убедиться в работоспособности всей связки - меню "Commands", "Read Program (Flash)"
5. Если чтение прошло успешно, загружаем файл прошивки - меню "File", "Open Program (FLASH) File"...
6. Устанавливаем т.н. конфигурационные биты - меню "Commands", "Security & Configuration Bits". Ставим галочки для CKSEL1, SUT0, SUT1, SPIEN
7. Шьём - меню "Commands", "Write All". Возможно будет ошибка. Объяснять, почему она может возникать не буду, это не страшно.
8. Проверяем - меню "Commands", "Verify Program (Flash)". Должно пройти успешно.

Прошивка v.1.2 - http://yadi.sk/d/KrXclRZk79o37
Прошивка в формате hex (выделенное курсивом скопировать и сохранить в файл с произвольным именем и расширением .hex):

FC
C018951895189518951895189518956C
FE90DBFE0E6F0E00027019371
F030E9F7EF39D9F7EEE1FF27EA95F083F1
E9F709E007BB06E308BBC098C398F8944A
E120D003950113FCCF29D030E022
DC0C09800271CE015D021D030E03C
F4CF03950113F8CF42D0EFCFC398F9
D030E0231305C046D005D004D0C09A68
E5CFC098E3CFB49905C00AD016D0B49993
C0FBCF05D011D0B49B01C0FBCF0895A3
A000B29906C030D0B29903C020E0C09804C015
B0002AD0B29BF7CF21E00895B19905C023D093
C000B19902C020E005C01ED0B19BF8CF21E05D
D000C09808950F931F932F930FEF10E020E027
E000015010402040E0F72F911F910F9108958B
F000C39AF0DFC398EEDFD3DF30E0231301C0F3
F7CFC39808950F931F932F9308EE13E032
E0015010402040E0F72F911F910F91F7

FF



Спасибо за внимание.

:!: PS: И традиционно - всё что вы возможно будете делать, руководствуясь вышенаписанным, вы будете делать на свой страх и риск - автор ничего и никому не гарантирует.

_________________
Ихь лебедихь :oops:
Изображение
- ШНГ, 2007г.в., L, "Сочи"
- ШНГ, 2008г.в., GLC, "Кварц"
+ Дустер, 2021


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 30 май 2013, 09:21  
Аватара пользователя
Профи
Профи

    2100
  •  12843
  •   1

  •  18 окт 2006, 21:12

  •  Карелия, Петрозаводск

Блог: Просмотр записи (0)
большой вопрос насчет вечности ламп вполнакала

_________________
Citroen C4 II '12 VTi+AL4
ШН '05 1.7-GT17, 1.6-16V TD05-16g (продал)
ШН '04 stock (продал)


Вернуться к началу
 Профиль Фотоальбом  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 30 май 2013, 09:27  
Аватара пользователя
Резидент
Резидент

    220
Автор темы
  •  365
  • 53

  •  07 дек 2007, 20:30

  •  Питер

Блог: Просмотр записи (0)
carmack писал(а):
... а так что мешает подлкючить ...

Вопросы нужности/целесообразности/крутости и т.д. здесь обсуждать не хочу - всё это было в больших количествах в исходной теме. Пожалуйста туда - http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=37284
Здесь по возможности давайте обсуждать конкретный проект.

OFFTOP: Питерцы, подарю первому встреч... желающему предыдущую версию контроллера ДХО:
Изображение

UPDATE: Подарен.

_________________
Ихь лебедихь :oops:
Изображение
- ШНГ, 2007г.в., L, "Сочи"
- ШНГ, 2008г.в., GLC, "Кварц"
+ Дустер, 2021


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 31 май 2013, 15:13  
Аватара пользователя
Резидент
Резидент

    40
  •  343
  • 57

  •  24 апр 2008, 09:55

  •  Йошкар-Ола

Блог: Просмотр записи (0)
Посмотрел ток потребления контроллера - микроамперы. Нужен ли здесь стабилизатор 7805? Можно наверно упростить до простого стабилитрона?

_________________
L 2007 Кварц -> LC 2013 Аустер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 31 май 2013, 15:43  
Аватара пользователя
Резидент
Резидент

    50
  •  407
  • 62

  •  19 дек 2015, 15:15

  •  г. Воткинск

Блог: Просмотр записи (0)
Serge_ISA,

Хотелось узнать температурный диапазон и помехоустойчивость работы данного схемного решения.

_________________
L-ка -2007г. "Ривьера" -> LC-2013г. "Сочи" -> Nissan Terrano


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 31 май 2013, 19:47  
Резидент
Резидент

    280
  •  577
  • 54
  •   0

  •  10 янв 2012, 20:30

  •  Новосибирская область

Блог: Просмотр записи (0)
carmack писал(а):
большой вопрос насчет вечности ламп вполнакала

При покупке авто был установлен блок управления ДХО. 40% яркости ламп дальнего света. 20 месяцев- пока ни одной лампы не сменил (Philips). Время работы- от двух до десяти часов в день. Свет хуже (тусклее) не стал. Моё мнение- уже хорошо.

_________________
ШНГ декабырь 2007 L. ШНГ декабырь 2018 GLC. Удачи на дорогах и вне!..


Вернуться к началу
 Профиль Фотоальбом  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 01 июн 2013, 01:19  
Аватара пользователя
Резидент
Резидент

    220
Автор темы
  •  365
  • 53

  •  07 дек 2007, 20:30

  •  Питер

Блог: Просмотр записи (0)
Konstantin писал(а):
Посмотрел ток потребления контроллера - микроамперы. Нужен ли здесь стабилизатор 7805? Можно наверно упростить до простого стабилитрона?

Не пробовал, видимо можно. У меня есть кучка 78L05, поэтому даже мысли не возникло её чем-то заменять. :

Ankudinov писал(а):
Serge_ISA,Хотелось узнать температурный диапазон и помехоустойчивость работы данного схемного решения.

Можно я не буду открывать даташиты и копипастить оттуда циферки? При желании это можно сделать самостоятельно. А я просто приведу примеры из практики:
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=27587 - "Расходомер на однокристалке... ;-)"
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=47194 - "Круиз-контроль"
http://www.chevy-niva.ru/viewtopic.php?t=50970 - "Простейший климат-контроль"
Эти проекты на AVR-ах я использую уже по несколько лет круглогодично и практически при каждодневной эксплуатации машины. Никаких проблем из-за температурного режима не замечено.

По поводу помехоустойчивости. Всё вполне решаемо программно. Если автор озадачился хотя бы простейшими способами, то результат как правило весьма положительный. Из вышеприведённых примеров только 3-й периодически "косячит" - портит настройки, сохранённые в NVRAM. В 1-м проекте я настоял, что бы была применена программная фильтрация входного сигнала - результат сугубо положительный.

Если говорить конкретно про обсуждаемый проект, то я применяю и программную фильтрацию сигнала с датчика скорости, и антидребезговый алгоритм для обработки оставшихся входных сигналов (ближний, дальний, ручник).

_________________
Ихь лебедихь :oops:
Изображение
- ШНГ, 2007г.в., L, "Сочи"
- ШНГ, 2008г.в., GLC, "Кварц"
+ Дустер, 2021


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 01 июн 2013, 19:05  
Аватара пользователя
Старожил
Старожил

    1000
  •  3350
  • 76

  •  02 июн 2009, 01:41

  •  ННовгород, окрестности. ШН 2003г

Блог: Просмотр записи (0)
пожелание.. кнопку "вкл ДХО" сделать "выкл ДХО" не фиксируемую, но сохраняющую позицию "выкл" до выкл. зажигания
выключать ДХО нужно не часто и не надолго и можно забыть включить.. с доработкой будет удобнее, имхо
себе давно хочу воткнуть такую, да релюшки мелкой пока нет.. можно и без реле замутить
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 02 июн 2013, 12:45  
Аватара пользователя
Профи
Профи

    2805
  •  7463
  • 51
  •   5

  •  19 фев 2008, 18:12

  •  Пенза

Блог: Просмотр записи (0)
carmack писал(а):
большой вопрос насчет вечности ламп вполнакала
В конце 2010г. сделал себе дальний в полнакала, так вот ещё ни одной лампы дальнего не поменял!


Вернуться к началу
 Профиль Фотоальбом  
 
 
Не в сети
 Заголовок сообщения:
Сообщение Добавлено: 13 июн 2013, 00:14  
Резидент
Резидент

    220
  •  571
  •   0

  •  11 апр 2012, 09:53

Блог: Просмотр записи (0)
Что за полевик, который ворочает реле ДХО? Ну, или какие Uсток-исток, Iмакс достаточны для этой бортсети?

_________________
Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения.


Вернуться к началу
 Профиль Фотоальбом  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу  След.

 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: