Дим, спасибо. Все-таки не выдержал и полез в гугль. Нашел:
http://www.boserauto.de/Maslo/index-8.2.2B.html - Классификатор вязкости трансмиссионных масел по SAE
А также
http://www.boserauto.de/Maslo/index-8.2.2W.html - Классификатор качества трансмиссионных масел по API
Пытаюсь разобраться.
По SAE: Смысл следующий: в маркировке типа 75W-140 первая цифра характеризует вязкость масла при низкой температуре. Чем меньше цифра, тем легче провернуть шестеренки в жестокий мороз. С этим, на первый взгляд, все ясно - надо выбирать масло с минимальной цифрой и будет тебе счастье, легче будет крутиться и надежнее смазываться, пока машина не прогрелась. Так, 70W будет текучим до -55 градусов, 75W - до -40, 80W - до -26, 85W - до -12.
Смотрим руководство: для коробки и раздатки рекомендуется 75 или 80, для мостов - 80 или 85.
Вопрос: почему в мостах допускается "пластилин" при -30 градусах?
Вторая цифра говорит о вязкости сильно разогретого масла - при температуре 100 градусов Цельсия. Причем, дается диапазон, в котором при данной температуре будет находиться значение вязкости масла. И чем больше цифра, тем выше гарантированная цифра вязкости. Если я правильно понял, при повышенной температуре масло должно сохранять достаточную вязкость, не становиться слишком жидким. Иначе будет плохо смазывать.
Смотрим руководство: для КП и раздатки рекомендуют 85 или 90, для мостов - 90. Очевидно, что и для высокой температуры производитель предпочитает иметь в мостах более вязкое масло.
Вопрос: почему в руководстве не предлагается 140?
ОК, идем по второй ссылке - GL-4 или GL-5 ?
Цитата:
API GL-4
• Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести - от легких, до тяжелых.
• Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
• Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
• Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
API GL-5
• Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
• Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
• Основное предназначение - для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
• Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
• Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
• Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.
Для механических коробок передач (кроме гипоидных), в основном применяются масла API GL-3 и API GL-4;
для гипоидной главной передачи:
API GL-4 - для средне нагруженных передач и
API GL-5 - для сильно нагруженных передач, в том числе гипоидных со значительным смещением осей. Нефтекомпании выпускают универсальные масла, предназначенные одновременно как для коробки передач с синхронизаторами, так и для сильнонагруженных гипоидных передач.
Тогда получается, что производитель считает мосты тяжело нагруженной передачей, и рекомендует туда GL-5, а в коробку советует лить GL-4. Допускается также нечто "универсальное GL-4/GL-5"
Тогда по Castrol выходит так:
CASTROL TAF-X SAE 75W-90 API GL-4+ - полная синтетика, КПП и раздатка. В рекомендации производителя по SAE попадает, но неясно, что такое GL-4+.
CASTROL Syntrax Universal SAE 75W-90 API GL-4/GL-5 - полусинтетика, универсальное (КПП, раздатка и мосты). По рекомендациям производителя в мосты не подходит - слишком жидкое в лютый мороз (а что, это плохо?)
CASTROL SAF-X SAE 75W-140 - полная синтетика, мосты. Однако его классификация по SAE 75W-140 не рекомендована производителем это масло слишком жидкое в мороз (и опять - чем это плохо?) и недостаточно текучее при высокой температуре (снова не понимаю, чем плохо, когда масло сохраняет смазывающие свойства про повышенной температуре).
И есть еще минералки
CASTROL EP SAE 80W-90 API GL-4 - в КПП и раздатку
CASTROL EPХ SAE 80W-90 API GL-5 - в мосты
которые четко подходят под рекомендации производителя из руководства.
И вот итоговые вопросы:
1. логика подсказывает, что разумнее залить в мосты синтетику SAF-X, которая и замерзает при -40, и вязкость при нагреве большую сохраняет. А если верить производителю и руководству - то в мосты из кастрола я могу лить только минералку...
2. В коробку и кпп хочется залить TAF-X. Потому что синтетика, по идее, дольше прослужит. Однако смущает этот плюсик: GL-4+. Это же явно не GL-4/GL-5, иначе производитель бы так и указал... И получается, что в соответствии с рекомендациями производителя, нужно лить либо полусинь, либо минералку...
Так что же - производитель тупит, не позволяя заливать слишком хорошие масла, или есть какие-то основания для таких ограничений?
Примечание: сообщения типа "залил синтетику - полет нормальный" прочитал все. И склоняюсь к синтетике, вопреки руководству. Однако, где же истина?