anta777, на форумах обычно на ты. В манере: "Уважаемый, бла-бла-бла" принято обращаться на одном "бородатом" корпоративном форуме. Я такой же одноклубник, как и все здесь. Достаточно соблюдать правила форума. На форуме много спецов в своём деле или сделавших увлечение второй профессией. На форуме любой уважающий себя и через это уважающий других - уважаемый :
Таблицы не мои, а SAE (Общество автомобильных инженеров) США и ААИ (Ассоциация автомобильных инженеров) Россия. Делаются они с учётом минимальных категорий. Вроде "защиты от дурака".
Большинство автовладельцев и автослесарей предпочитают уровень Эллочки людоедки и дальше: "есть мало бренда А например, есть импортное и отечественное, есть минералка - полусинтетика-синтетика, есть классы вязкости по SAE 10w-40", двигаться в своем понимании не хотят. И упускают отличие масел друг от друга категориям по API SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN или категориям ACEA A, B, C, E, классам и году редакции. То есть ждут что, "куплю дешевенькое SG и оно должно защищать двигатель и и меть ресурс как более дорогое SN, а фигли я 30 лет за рулём". Потом на форумах множатся ветки: Мало А - гамно, масло Б - супер. Вот для защиты такого уровня автовладельцев и автослесарей от самих себя и урезают диапазон.
В некоторые современные двигатели, конструктивно, на все диапазоны температуры положено лить 0w-20 или 5w-20. По таблице машину нужно ставить в гараж когда станет выше +20. Вот уже, на первый взгляд конфликт. Но на самом деле к таким маслам предъявляются определенные требования по уровню качества базовых масел, пакетов присадок, загустителей. Понятно, что таблица SAE не показывает связи с уровнем качества масла? Она показывает исключительно характеристики свойств вязкости масла, даже нижнего уровня качества способного обеспечить защиту.
Есть ли связь с внешней температурой? Есть и с температурой и с влажностью. Масло та же ньютоновая жидкость как и вода, с точки зрения физики. Меняет свои свойства под воздействием температур, отличие от воды в более сложном химическом соединении. Так же с температурой изменяется в объёме (плотность). Так же может замерзать. Так же может испаряться. И есть у масел свои особенности.
Температурный диапазон, закладываемый в таблицу учитывает эти особенности. С повышением внешней температуры или аварийным перегревом, растёт и тепловая нагрузка на масло. Оно и так постоянно то остывает, то нагревается. А с увеличением оборотов или внешней температуры растёт и нагрузка. В первую очередь страдать будет пакет присадок и вязкостный модификатор (загуститель). И те и другие срабатываются. Присадки на борьбу с окислением, молекулы загустителя тоже не могут бесконечно поддерживать вязкость на должном уровне, они "сжимаются" или разрываются. Работать загуститель начинает от определённых температур, как бы раскручиваются. А до определённых температур "сжатые".
С увеличением нагрузки эти свойства утрачиваются и масло теряет способность сохранять нужную величину плёнки. Утрачивает термостабильные свойства. Поэтому в той таблице учитываются взаимосвязи кинематической вязкости при 40 С, при 100 и величине HTHS. Если применяется масло минимального действующего уровня качества.
Если климат жаркий или стиль вождения активный, то нужно выбирать масло того же рекомендуемого класса вязкости по SAE xxW-40, но с большим значением HTHS 4.0-4.5. А не душить двигатель повышенной вязкостью вообще, как это принято у автослесарей или водителей "я 30 лет за рулём".
Масло должно защищать в наиболее широком диапазоне, поступать к узлам трения в минимальное время, не увеличивать нагрузку на систему смазки - это более разумная тактика. Учитывать температуру или аварийные перегрев нужно обязательно, интервал замены нужно сокращать и не перегружать двигатель оборотами в жару. Этого достаточно.