Я продолжаю курс молодого бойца, эти материалы в первую очередь для новичков, ну и просто для любопытных. В окне "Яндекс" набираете название темы и щелкаете "найти", мои предыдущие публикации на форуме:
"Правда о замке зажигания"
"Самостоятельная установка сигнализаций"
"Секретки" без секретов и без кнопок для Ш.Н:ивы"
"Пожары в Шевроле - Ниве"
"Аккумулятор быстро разряжается, проверка тока утечки"
"Простые схемы дневного ходового огня (ДХО)"
"Сезонный вариант фильтра салона"
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) или Инжектор (это слово мне больше нравится) состоит из:
1. Контроллера, он является центральным устройством инжектора. Контроллер получает информацию от датчиков и осуществляет управление исполнительными устройствами, где напрямую, где через реле при больших токовых нагрузках. Подавляющее количество управляющих команд подается по минусу в аналоговой форме или цифровой форме. Контроллер и АПС (иммобилайзер) реализуют охранные функции, если иммо обучен, сеанс обмена порядка двух секунд. Кроме того, контроллер делает диагностику неисправностей системы и сохраняет в памяти коды ошибок.Не следует без необходимости отключать аккумулятор, теряет информация по кодам ошибок и стирается информация "самообучения", и следующие два часа работы двигателя будут неоптимальны.
Контроллер "Бош 7.0" работает очень надежно, отказов нет, боится только воды.Существует масса самых разнообразных прошивок (изменения управляющих команд), их плюсы:
-эл.вентиляторы включаются при +96град.С, система охлаждения двигателя работает стабильней.
- двигатель начинает прогрев с1600об\мин,зимой мотор прогревается быстрей.
- машина становится динамичней не в ущерб расходу бензина, но речь не о спортивных прошивках.
Кроме того, с контроллером Бош7.0 двигатель машины :
-работает без датч.массового расхода воздуха (аварийный режим).
- плохо , но работает и без датч.кислорода (аварийный режим).
- точно не будет работать без сигнала с датч.положения к\вала (ДПКВ).
Контроллер "Бош7.9.7" работает нормально, по надежности редко, но вопросы есть. Прошивки стандартные "Евро", сейчас есть много и тюнинговых прошивок. Если машина не гарантийная, то рекомендую с "Евро-3,4" перешить на "Евро-2". На нашем бензине машина пойдет лучше. Основные отличия Бош7.9.7 от Бош7.0 :
- в нем расположена вся электроника модуля зажигания: силовые ключи на полевых транзисторах... Теперь правильнее говорить не М.З., а катушка зажигания.
-есть датчик распред.вала (датчик фаз), но контроллер может работать и без него - попарный впрыск топлива как в 7.0.
- двигатель не работает без сигнала ДПКВ.
- есть управляемое и ключом зажигания, и контроллером реле стартера.
Внимание! Перед снятием клемм с акума обязательно выключите зажигание, иначе могут возникнуть проблемы с контроллером.
2. Датчика массового расхода воздуха, этот датчик измеряет расход и температуру воздуха, надежность дост.высокая. Сигнал представляет собой пост.напряжение (1-5)в, величина которого зависит от количества воздуха, проходящего через датчик. Контроллер использует этот сигнал для расчета длительности импульсов впрыска топлива. Датчик боится воды, пыли и паров масла. Вода, пыль - это понятно, а вот на пары масла внимания не обращают. Надо следить за исправностью системы вентиляции картера, при избыточном давлении газов в картере двигателя датчик выходит их строя.
3. Датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), этот датчик представляет собой потенциометр, изменение напряжения на нем пропорционально углу поворота дроссельной заслонки. При закрытой заслонке сигнал (0,3 - 0,7)В, при полностью открытой (4 - 4,3)в. Контроллер по увеличению сигнала ДПДЗ увеличивает длительность импульсов впрыска топлива форсунок,компенсируя возрастающие потребности в топливе. Нестабильность хол.хода может быть связана с неисправностью ДПДЗ он особой надежностьб не отличается. Поролоновое кольцо, установленное между датчиком и корпусом, лучше убрать.Оно напитывается влагой и удерживает ее, в результате из-за этой воды ДПДЗ выходит из строя. Сопротивление исправного ДПДЗ должно плавно меняться в пределах (2,7 - 8,2)ком. В случае отказа ДПДЗ контроллер замещает этот сигнал частотой вращения к\вала.
4.Регулятора холостого хода (РХХ), он представляет собой шаговый электро моторчик, который открывает канал подачи воздуха в обход дроссельной заслонки, когда она закрыта. Возможные причины отказа: окисляются контакты, выпадают стопорные штырьки из корпуса, разъем начинает болтатьсяи клинит шток. Из-за неисправного РХХ нет хол.хода, большие или низкие нерегулируемые обороты двигателя.
5. Датчика положения К\вала (ДПКВ),он выдает импульсы пропорционально пропорционально скорости вращения к\вала. Контроллер определяет положение и частоту вращения к\вала, расчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и модулем зажигания. Неисправность или отсутствие сигнала делают невозможным запуск двигателя. Сам датчик дост.надежен, сопротивление исправного датчика (0,55 - 0,75) ком. Причины отсутствия сигнала ДПКВ :обрыв проводов, грязь в разъеме и на шкиве с "зубчиками" или сам разъем поставлен неправильно. Провода датчика тщательно экранированы.
6.Датчика кислорода(ДК), в Бош7.0 он один, а в Бош7.9.7 их может быть и два. ДК осуществляет обратную связь, по уровню его сигнала контроллер контролирует качество топливной смеси. ДК генерирует напряжение (50 - 900)мв, этот сигнал зависит от количества кислорода в выхлопных газах и от температуры чувствительного элемента.Низкий уровень сигнала - бедная смесь (наличие кислорода), высокий - богатая смесь (нет кислорода). Причины отказа ДК: неисправная система топливоподачи или некаственный бензин, нить чувст.элемента закоксовывается и сигнал с ДК не соответствует действительности.
7.Датчика скорости (ДС), он стоит на выходном валу раздатки, контроллер определяет скорость по частоте следования импульсов. Работа ДС основана на эффекте Холла, шесть импульсов - это один метр движения. ДС дост.надежен, обычно ветками обрывают провода в разъеме, иногда в раздатке проворачивается (обламывается) привод датчика. Если двигатель работает, а спидометр нет. То посмотрите общую точку сигнала ДС(здесь сигнал "раздваивается":smile_wink: за приборным щитком вскройте жгут на красный разъем. Около основного жгута будет общая точка, здесь и бывают проблемы.
8. Датчика детонации (ДД), датчик пъезокерамический, во время вибрации генерирует напряжение переменного тока. По его сигналу контроллер регулирует оптимальный (на грани детонации) угол опережения зажигания. С качеством ДД большие вопросы. Если сигнал ДД неверный или сигнал программно исключен, то как правило получается перерасход бензина до полутора литров. К ДД подключите тестер в режиме измерения постоянного напряжения и постукивайте им по железному молотку (кувалде). Напряжение должно изменяться, если оно постоянное, то ДД неисправен.
9. Датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), стоит рядом с термостатом. Контроллер температуру рассчитывает по падению напряжния на ДТОЖ, при +130град.С сопротивление датчика 70 ом, при минус 40 будет 100,7ком. При вознивновении неисправности (снял раъем, что бы аварийно включить эл.вентиляторы) датчика или его цепей контроллер через некотрое время включает лампочку ЧЕК и влючает эл. вентиляторы системы охлаждения двигателя. Значение температуры контроллер рассчитывает по времени работы дигателя после пуска. Второй ДТОЖ рядом с МЗ работает только с приборным щитком. Чувствительным элементом является термосопротивление, наибольшее количество отказов летом в жару. При + 20 град.С сопротивление исправного датчика (2,2 - 2,4)ком.
10. Модуля зажигагния (МЗ), модуль содержит две катушки зажигания и два мощных электронных ключа. В Бош7.9.7 я уже писал, что нет МЗ, а есть катушка зажигания. В работе это ничего не меняет, хотя надежность катушек зажигания значительно выше, чем МЗ. Контроллер формирует сигнал управления зажиганием 1 и 4 цилиндре, затем во 2 и 3. Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра) и в цилиндре, в котром происходит такт выпуска (холостая искра). Причиной выхода из строя МЗ или катушки зажигания, кроме собственных внутренних причин, могут стать неисправные высоковольтные провода или несипр. свечи зажиганичя.
Вот пока все по элементам инжектора, тема по неисправностям инжектора будет другая. ГУРУ тема сложная и на возможные ошибки реагируйте спокойнои вежливо. Я ни кого никуда не веду и всего не знаю, но очень хочу узнать.
_________________ Автор книги "Шевроле-Нива по-сибирски (опыт эксплуатации, ремонта, доработки)"
Субач Александр Александрович (sansanych)
|