CheburazhKO, открою секрет - оптимальные обороты (с пиковым крутящим моментом) у двигателей со статичным ГРМ (без фазорегуляторов) только конкретно одни, (логично на полной тапке). Во всех остальных диапазонах оборотов происходит ухудшение наполнения, и начинается неоптимальный режим работы двигателя. Пик тот тяги доступен за счёт эффекта продувки и резонанса воздуха. Когда выходящие газы сами затягивают в горшок новую смесь (благодаря перекрытию), да еще и за счёт инерции эту новую смесь поджимает следующая порция. В таком случае коэффициент наполнения может даже превысить атмосферный, что даже создает эффект наддува (но эт только на верховых).
Так вот, этот узенький диапазон и есть комбинация фаз, высоты подьема клапана, диаметра тарелки, и впускно-выпускного тракта. Получается что оптимальность работы механизма газораспределения по тахометру распределена (условно) таким образом:
очень плохо, плохо, плохо, средне, хорошо, отлично, хорошо, плохо, плохо, очень плохо
Вот где "плохо" там получается что все уловки по настройке "пика" работают против нас - смесь выталкивается не туда, бензин летит в выхлопную трубу, а на каждый рабочий такт в камере сгорания много газов от предыдущего такта, и мало кислорода.
Изменяя параметры ГРМ, эту цепочку можно сдвигать, допустим до:
хорошо, отлично, хорошо, плохо, плохо, очень плохо, ужасно (жутко низовой распредвал).
На нивовском двигле он будет тянуть не хуже дизеля с 600 оборотов, иметь мощность порядка 30 л.с., и максимальные обороты 2-3 тыщи (бестолковые)
или
ужасно, очень плохо, плохо, плохо, хорошо, хорошо, отлично, отлично, хорошо (верховой рапредвал).
можно на нивовском двигле получить за 120+ атсмосферных л.с. , холостые минимум 1500, и ехать он будет только от 5-6 тыщ пока не развалится поршневая.
можно выровнять пик и сделать примерно так:
плохо, средне, средне, средне, средне, средне, средне, плохо - это ненастроенный впуск, пика нет, мотор вялый (можно добится например настроив ресивер на низы, распредвал на верхи, перекрытие на средние обороты, огромные клапана). Ни рыба ни мясо, в унисон это не запоёт.
Наоборот, имея идеальный фазовращатель, регулируемый подьем клапана и изменяя впуск, можно сделать вообще: (т.к. идеальный двигатель)
отлично, отлично, отлично.. итд - к этому стремяться современные моторостроители, совершенствуя свои VTEC, VVT-i, VANOS, и прочую хитрые приблуды к знакомому нам распредвалу - они получают допустим несколько пиков - на низах и на верхах, от этого мотор и тянет как трактор и пуляет на 5+ тыщах. Да потому что у них конструкция имитирует два разных набора распредвалов (8V нынче не в моде). Пусть даже только на одном валу , но всё же лучше. Чтото типа регулируемой гидравликой разрезной шестерни - очень прикольно кто крутил сам нивовскую шестеренку в поисках разных характеров движков даже на обычном распредвалу заметно.
а в целом зависимость примерно такая:
- меньше подьем клапана - лучше низы (скорость воздуха мала, и через щель лучше перемешивается, но верхи хуже - наполняемость слабже и по достижении определенной скорости начнутся большие потери на впуск)
- шире перекрытие - лучше верхи (время когда оба клапана открыты между 4 и 1 тактом - позволяет новой смеси за счёт инерции выгнать остаточные газы в выхлопную)
- шире фазы - лучше верхи (грубо говоря время открытого конкретного клапана - на дико верховых валах может оказатся что клапан открыт так долго что непонятно как он вообще компрессию удерживает, но тем не менее работает) - чем больше оборотов тем круче пульсации и скорость воздуха, что позволяет реально наддувать избытком атмосферный мотор.
_________________ Citroen C4 II '12 VTi+AL4 ШН '05 1.7-GT17, 1.6-16V TD05-16g (продал) ШН '04 stock (продал)
|