Ну вот маленький отчет
С утра обзвонил магазины, радиаторы есть. Родной - 1500, Питерский - 1700 и даже один латунный Оренбургский нашел - 3960. Нацелился на него.
После работы решил надо для очистки совести проверить, а не пробка ли это

Вытер все насухо, ослабил пробку, чтоб по резьбе сифонило... Прогрел - сухо, поехал покатался минут 30 - сухо ! Заехал в магазин взял новую пробку, симпатичная такая ярко желтая, по конструкции внешне вроде такая же, написано что для 2108-09, Газель ... Поставил, ездил около часа - СУХО ! и камфортно ! :
Теперь мне стали очевидны внешние признаки неисправности клапана пробки, на которые до этого я как лох : , внимания не обратил!
1.
Уровень жидкости врасширительном бачке:
- без пробки уровень на прогретом отличается от холодного очень сильно, что естественно, нет клапана, разница где-то 30-40 мм (причем машину не перегревал 90 гр.)
- с исправной пробкой разница где-то 10-15 мм, хорошо видно визуально, без линейки (клапан работает);
- с родной (кривой

) пробкой уровень было отличить сложно без линейки, почти не менялся. Клапан либо зажат, либо вообще не рабочий. Я еще раньше, когда обратил на это внимание, подумал: - о как классно тепловая схема в машине сбалансирована, ОЖ расширяется мало, наивный :
2.
При открывании пробки расширительного бачка на горячем двигателе, был слышен слабый ... ПУХ! и небольшое облачко пара, т.е. избыточное давление присутсвовало ... я думал так и должно быть...С новой пробкой такого нет ... !
Надеюсь пока проблема решена, форум в очередной раз помог сэкономить деньги

!
vdv_4462 писал(а):
... Объясните, зачем там вообще нужно давление? ...
-
все дело в том, что лавинообразный перегрев двигателя начинается, когда образуются пузырьки в ОЖ, теплопроводность резко падает. Как известно пузырьки образуются во время кипения, а температура закипания, тем выше, чем выше давление в системе. То есть тосол закипит при более высокой температуре в закрытой системе под давлением, что и призван обеспечить клапан в пробке расширительного бачка ...
