Эксперимент замера давления .
Цель :
- определить разницу давлений до и после термостата в малом и большом кругу ,
- определить объемное расширение антифриза при нагреве ,
- расчёт объёма воздуха в системе .
Условия :
- на улице 0°С , двигатель остывший ,
- температуру двигателя и обороты смотрим по приборке
- условно принимаем высоту водяного столба равной высоте антифризного столба
- прощадь РБ равна 225 см2
- температурное расширение антифриза в пределах 0÷90°С составляет около 5%
РАЗНИЦА ДАВЛЕНИЙ
На шест длиной 2 м закрепил трубку от гидроуровня . Пароотводящий шланг отсоединен от РБ и подсоединен к этой трубке . В РБ будет всегда атмосферное давление . Шест установлен вертикально и имеет метки размерности . Ноль шеста соответствует уровню в РБ .

Заводим машину и отмечаем подъём уровня в трубке .
ХХ - 35 см. ~2000об/мин - 110 см. ~3000об/мин - 160 см
Это перепады давлений по малому кругу . Далее греем машину до рабочей температуры , на приборке стрелка чуть-чуть не доходит до 90 /стрелка практически касается черты/ , но ХХ она у меня выше и не поднимается , сколько не жди , уже проверено не раз .
ХХ - 28 см. ~2000об/мин - 90 см. ~3000об/мин - 145 см .
Вывод :
- на малом кругу сопротивление термостата больше
- перепад давлений в РБ и радиаторе в общем не значителен и составляет 0,1 ÷ 0,2 кгс/м2
РАСШИРЕНИЕ АНТИФРИЗА
Отметка делалась на корпусе РБ на просвет . Первая на холодном заглушенном двигателе . Вторая на разогретом до рабочей температуры и тоже заглушенном двигателе .
Разница уровней составила 17 мм , что соответствует объёму в 382 мл . Имея объём ОЖ в 8 литров и данное увеличение , то получим 4,8% расширения , что соответствует условиям .
Вывод :
- весь объём расширения соответствует условиям
- воздуха в системе НЕТ или присутствует в мизерном количестве .
РАСШИРЕНИЕ РЕЗИНЫ
Здесь добиться вразумительных результатов не смог . Падение уровня на сечении РБ поймать практически невозможно . При увеличении оборотов даже до 4000 уровень колеблется на 1-2 мм , а это всего 20-40 мл . Шланги дует тоже чуть-чуть , примерно на 1 мм по диаметру , а по длине заметить нет возможности .
Вывод :
- предполагаю , что столь маленькое изменение уровня в РБ на оборотах соответствует расширению резиновых патрубков .
Вот осталось это всё переварить и куда-то воплотить
Замер нагрева двигателя делать не стал , сильный ветер , как будет возможность обязательно сделаю .