толкался в пробках и решил изобразить
картину маслом историю в картинках. температура за бортом +13 градусов. ниже динамика по температуре на панели (датчик на блоке цилиндров) и БК (датчик возле термостата):
1.
прогрев. температура где-то 68 градусов по панели и 60 градусов по БК. разница в температуре (или показаниях датчиков?!) видна уже на стадии прогрева

2.
открытие термостата. дальнейший прогрев был до температуры где-то 86 градусов по панели и 78 градусов по БК, далее температура некоторое время не менялась и стояла такая. судя по всему произошло открытие термостата и охлаждающая жидкость стала циркулировать по большому кругу несколько сгнизив динамику нагрева. термостат стоит на открытие 80 градусов.

3.
дальнейший прогрев. далее судя по всему толкание в пробке привело к тому, что температура охлаждающей жидкости через некоторое время снова стала расти. на панели показывает практически 90, на БК - 81 градус

4.
показания при 90 градусах. панель показывает примерно 98 градусов, БК показывает 90.

5.
включение вентиляторов. сейчас у меня настроено включение вентиляторов на 95, дабы не кипел тосол в бочке. при этом панель показывает почти 104 градуса, а БК соответственно 95 (датчик снимает показание в 95 градусов, соответственно контроллер (БК) дает команду на включение вентиляторов).

6.
сброс температуры. далее соответственно идет сброс температуры. причем показания датчика на панели при этом имеют инерцию и показывают 108 градусов, а БК показывает уже сброс температуры до 93 градусов. в принципе это объяснимо, т.к. вентиляторы прежде всего охлаждают радиатор и там жидкость я думаю быстрее охлаждается, чем в блоке цилиндров

7.
выключение вентиляторов. собственно сбросив температуру до 90 градусов (логика работы БК), вентиляторы выключаются. при этом панель показывает 105 градусов, а БК соответственно 90 градусов. очень большая и непонятная разница в показаниях.

соответственно возникает ряд вопросов:
1. почему такая большая разница в показаниях датчиков? датчик на термостате был заменен, показания практически не изменились. (напомню так же, что менялся, термостат, помпа, прокладка ГБЦ).
2. какой датчик показывает правду (истинную температуру)? критичны тут показания датчика на БК, т.к. он дает команду на включение вентиляторов и последующее охлаждение. датчик менялся, результат тот же, т.к. делаю вывод, что как минимум датчик термостата не врет.
3. соответственно, если выключить БК и оставить функцию включения вентиляторов контроллеру, то он их будет врубать в 105 градусов, что соответственно неминуемо приводит к закипанию антифриза в расширительном бочке. возникает вопрос - почему этого не было раньше и почему это происходит сейчас?