С незапамятных времён, когда аккумуляторы шли ,,сухозаряжены,,. Мы покупали или готовили электролит нужной плотности – 1,27-1,28. Заливали в банки АКБ и после некоторого периода (несколько часов) отстоя, меряли плотность элетролита в банках.
Безусловно плотность становилась немного меньше чем мы её туда заливали. И это уже было первое суждение Это нормальное явление и самое главное было то, что бы плотность во всех банках была одинаковая. Недостающею плотность нужно было поднять до нормы 1,27-1,28 путём заряда батареи. Если же после заливки, плотность в отдельных банках сильно отличалась, будущее такого АКБ было плохое. А тем более, если разброс по плотности оставался после зарядки. Ну в старых конструкциях (с открытыми перемычками между банками) это можно было ещё отрегулировать, путём дозарядки отдельной банки. Тут ещё можно было на что то надеяться.
Несовершенные (релейные) реле регуляторы (РР) у одних давали перезарядку, у других не дозарядку. Ну и была золотая середина, кому повезло или сам следил за этим.
Соответственно у одних (кипение, испарение воды и повышение плотности, понижение уровня) приходилось доливать дистиллированную воду, от постоянного перезаряда быстрей сыпались пластины и соответствующие последствия.
Другие ездили с постоянным недозарядом, постепенно происходила сульфитация активного слоя пластин, потеря ёмкости, плотность электролита оставалась низкая, и со временем этот процесс становился не обратимым. Тут уже искусственная корректировка плотности до 1,27-1.28 ни к чему не приводила. Всё это происходило не за один месяц, ну а за год вполне можно было угробить АКБ.
Изменились технологии изготовления АКБ, устройство сепараторов, активного слоя и т.д. Естественно продлился срок их эксплуатации, но однако же при правильной эксплуатации. Принцип разрушения пластин и сулфатация остались с незапамятных времён, ну разве что из- за новых технологий процесс немного замедлился. Особенно короткое или саморазряд между пластинами от осыпающегося активного слоя, ввиду новой конструкции сепараторов.
Это история.
А теперь из практики сегодняшнего дня.
Машинка 2005г. Генератор выдаёт 14,5в. Заводится с первого раза. Повода интересоваться АКБ не было. Езжу относительно редко (зимой могу и неделю не выезжать) и в основном на короткие расстояния. И вот попался мне ареометр, и от нечего делать, я замерял плотность электролита. И увы – плотность 1,22. Лето. ЗУ есть, решил зарядить. Уровень электролита в норме. Заряжал я заряжал его, и слабыми токами (длительно) и давал до 5 А. И электролит аж закипел и помутнел, а плотность 1,22. Купил новый ареометр – показания те же. Зная вышеизложенное, корректировать плотность не стал. Так и оставил. Это было уже четыре года. На пятом году случился ,,невольный контрольный разряд,, После двухнедельной стоянки на охранке, покрутил музыку на всю громкость пару часов. Хлопнул дверкой и отдыхать. А утром, вууу и не крутнул. Это и была остаточная ёмкость. Благо бензонасос ещё жужжал, так с толкача завёлся.
Вывод. Бортовая сеть исправна. Ездил мало, а если и ездил то на короткие расстояния. Ну раз в год в Крым да пару раз на дальние кордоны, на рыбалку. Вот так постепенно АКБ привык к такому недозаряженному режиму и засульфатировались пластины. Ну а на пять лет хватило и зато спасибо. А хватило, потому что больше двух попыток при запуске, не приходилось крутить.
АКБ я поставил новый. Манера поездок осталась прежняя. А потому, при исправной бортовой сети, оправданным током утечки, раз в месяц проверяю плотность и подзаряжаю. Сегодня было 1,25. Подгоню к 1,28. потому как с магазина брал с такой плотностью. Да и зима впереди.
И к чему всё это я писал? А может кому пригодится. Если хватит терпения прочитать и всё понять. Доливать ли воду или кислоту, проверить ли работу генератора, или при всём исправном, не лениться периодически подзаряжать.
А в принципе, я по БК, вижу (перед стартом) когда пора подзарядить.
_________________ Skype - логин: vljamin, Украина.
|