Мне тут приятель даже целый мануал написал.
Как настроить усилитель для СЧ-ВЧ в автомобиле.
Таториал написан доступным языком без претензии на профессионализм, аудиофилию и прочие вывихи, короче ориентирован на людей, которые просто купили себе магнитолу усилитель и динамики.
Так это делаю я, когда меня просят "настрой мне музыку". (метод ориентирован прежде всего на сохранность динамиков, даже если на магнитоле потом начнут лазить в эквалайзере...).
Примечания:
В примерах рассматривается:
усилитель MAC AUDIO MPX 4000, по заявкам производителя - до 160 Ватт RMS на каждый из четырёх каналов и две произвольные пары широкополосных динамиков Ватт на 30-50 вперёд и на 80-150 назад...
Max. power output* into 4 Ω1x800 WattRMS power output** into 4 Ω650 WattMax. power output* into 2 Ω2x800 WattRMS power output** into 2 Ω2x325 WattFrequency response5-75 Hz (-3 dB)THD< 0,03 % (100 Hz)Signal-to-noise ratio> 100 dBInput sensitivity0,4 – 4 VDimensions (W x L x D)429 x 59 x 290 mmInput impedance30 kOhmPower voltage+12 -14 VWeight5,6 Kg
Всё нижеописанное, исходя из того, если ты будешь использовать все 4 канала на стерео в тачке, а бас будет обрабатывать другой усилок. (Если саба нет, настраивать нужно немного по-другому)При этом передние каналы нужно подключить к вехним клеммам на задней панели усилка, а задние к нижним, соблюдая "лево" и "право". По сути разницы между верхним и нижним рядами нет, но я буду объяснять на этом примере, чтобы не возникло путаницы.
Так вот:
1. Не стоит сразу прикручивать усилок в багажнике, лучше оставить его в салоне, ближе к месту на котором будет сидеть слушатель. Подключаем усилок через "Y" переходник. При этом СH1, CH3 подключаем через один "Y" переходник к левому каналу магнитолы, а CH2 и CH4, вторым переходником к правому каналу соответственно.
(если на магнитоле 4 выхода - FL/FR/RR/RL, то можно (и лучше) протянуть две пары кабелей (а не "Y" переходники) для заднего и переднего каналов для соблюдения баланса громкости и настроек объёмного звучания).
2. Переводим переключатель MODE в положение 4, а переключатель "X-OVER" в положение "HPF" (High-Pass Filter).
Выставляем уровни регуляторов для обоих каналов:
LEVEL 1: 0% (для передних динамиков)
LEVEL 2: 0% (для задних динамиков)
BASS EQ: 0%
HPF: 300%
LPF: 0% (хотя по сути - пофиг, он активен только в режиме X-OVER - LPF)
3. Выключаем сабвуфер. Заводим мотор (на аккумулятор не всегда есть надежда, недостаток энергии при пиковых нагрузках вызовет искажения звука во всех диапазонах). При хорошем аккумуляторе можно мотор не заводить. (Признаки хорошего аккумулятора - лампочки подсветки, фары не мигают и напряжение бортовой сети не падает ниже 13 Вольт даже на большой громкости) (можно мерять цифровым (не стрелочным, т.к. он инертен!) вольтметром, а ещё была приблуда на жигулях, в прикуриватель, с тремя светодиодами).
4. Берём хороший аудиодиск, желательно лицензионный, хорошо известной зарубежной группы (Почему? Во-первых в Европе, США и иже с ними звук на альбоме сводят профи, по стандартам звукозаписи, а лицензионный диск означает, что на нём записано то что хотели там услышать авторы, а не то что осталось после его перегонки в МР3 и прожига в аудио-цд на 50ой скорости. Нет диска? Качаем образ или на худой конец FLAC, жгём на низкой скорости на хорошую болванку. Выбор исполнителя должен прежде всего соответствовать стилю той музыки, что будет позже слушаться в машине.
Если предпочтений нет я бы использовал диск
"Madonna - Die Another Day" (хорошо для настройки ВЧ-СЧ, мидбаса, но не для саба)
Madonna - Die Another Day
4
или
"50 Cent, альбом Get rich or die tryin' ", хорошо для настройки ВЧ и НЧ).
50 Cent - Wanksta
3
5. Включаем музыку на той громкости и тех настройках как всегда слушаешь. (эквалайзер, усилитель баса, компрессор и т.д.)
(Теоретически, это неправильно, но во-первых, чтобы настроить правильно, нужно слышать звук, а во вторых больше потом в настройки магнитолы не лазить) Поэтому делаем как описано выше - втыкаем диск, включаем музыку, выворачиваем громкость.
Следует отметить, что звук в машине где сидит один человек отличается от звука где сидят двое и более. К тому-же веселее настраивать вместе да и 4 уха лучше чем 2
6. Внимательно слушаем передние динамики и поворачиваем регулятор LEVEL 1 (громкость передних динамиков).
Если искажения слышно уже на 30-40% мощности динамиков\усилителя - убираем громкость/усиление СЧ-ВЧ на магнитоле.
Нет искажений? Увеличиваем громкость на усилке до максимум 50-60% (дальше твои 35-Ваттные динамики могут не потянуть) И ждём искажений, как только начало "подсирать" - возвращаем ручку назад на 3-5%*.
Теперь медленно поворачиваем регулятор HPF в сторону 40Hz и ждём искажений. (Если кажется, что динамики дают слишком мало баса, но могли-бы больше - убавляем LEVEL 1 и поворачиваем регулятор HPF в сторону 40Hz, ищем компромисс между полосой воспроизведения и громкостью)
Услышали нормальный звук? - Отлично! Запоминаем положение VOLUME 1 (можно карандашиком чиркнуть) и убираем VOLUME 1 в ноль.
7. Внимательно слушаем задние динамики и поворачиваем регулятор LEVEL 2 (громкость задних динамиков). При этом багажник должен быть ЗАКРЫТ, даже автомобильным динамикам нужен определённый объём, в данном случае это багажник!
(Если искажения слышно уже на 30-40% мощности динамиков\усилителя - убираем громкость/усиление СЧ-ВЧ на магнитоле.)
Нет искажений? Постепенно увеличиваем громкость на усилке до максимум 90-95% и ждём искажений, как только начало "подсирать" - возвращаем ручку назад на 3-5%*.
Теперь медленно поворачиваем регулятор HPF в сторону 40Hz и ждём искажений. (Если кажется, что динамики дают слишком мало баса, но могли-бы больше - убавляем LEVEL 2 и поворачиваем регулятор HPF в сторону 40Hz, ищем компромисс между полосой воспроизведения и громкостью)
Услышали нормальный звук? - Отлично!
8. Выворачиваем регулятор LEVEL 1 на предварительно отмеченное положение. Включаем саб.
9. Слушаем. Должно быть всё идеально.
Примечание:
*- толерантность 3-5% позволяет спасти динамики при незначительных перегрузках в частотном диапазоне или громкости воспроизводимой музыки.
Если ожидается, что в магнитоле будет копаться кто-то не способный отличить на слух перегрузку по громкости и будет слушаться непрофессионально сведённая музыка следует увеличить толерантность до 8-10% и более.
Забота о сохранности аппаратуры - дело хозяина.
Всем удачи! (С) DJ Irwin
По заказу друга, Владимира Синицына.