-Fenix_Zz- писал(а):
Можете пояснить почему на пайку лучше не делать?
: : :
Краткий экскурс в историю...
... В 1910 году английский полярный исследователь капитан Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса, где в то время еще не ступала нога человека. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином — запасы на обратную дорогу.
В начале 1912 года экспедиция, наконец, достигла Южного полюса, но к своему великому разочарованию Скотт обнаружил там записку:
выяснилось, что на месяц раньше здесь побывал норвежский путешественник Руаль Амундсен. Но главная беда поджидала Скотта на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестянки, в которых он хранился, стояли пустые. Уставшие, продрогшие и голодные люди не могли согреться, им не на чем было приготовить пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там их встретили пустые банки: весь керосин вытек. Будучи не в силах сопротивляться полярной стуже и страшным ^буранам, разразившимся в это время в Антарктиде, Роберт Скотт и 4го друзья вскоре погибли.
В чем же крылась причина таинственного исчезновения керосина? Почему тщательно продуманная экспедиция окончила 'ь так трагически? Какую ошибку допустил капитан Скотт? ^
Причина оказалась простой. Жестяные банки с керосином были запаяны оловом. Должно быть, путешественники не знали, что на морозе олово «заболевает»: блестящий белый металл сначала превращается в тускло-серый, а затем рассыпается в порошок. Это явление, называемое «оловянной чумой», и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции.
А ведь подверженность олова «заболеванию» на холоде была известна задолго до описанных событий. Еще в средние века обладатели оловянной посуды замечали, что на морозе она покрывается «язвами», которые постепенно разрастаются, и в конце концов посуда превращается в порошок. Причем стоило «простудившейся» оловянной тарелке прикоснуться к «здоровой», как та вскоре тоже начинала покрываться серыми пятнами и рассыпалась.
В конце прошлого века из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, груженный брусками олова. Когда в Москве вагоны открыли, в них обнаружили серый ни на что не пригодный порошок — русская зима сыграла с получателями олова злую шутку.
Приблизительно в эти же годы в Сибирь направилась хорошо снаряженная экспедиция. Казалось, все было предусмотрено, чтобы сибирские морозы не помешали ее успешной работе. Но одну оплошность путешественники все же допустили: они взяли с собой оловянную посуду, которая вскоре вышла из строя. Пришлось вырезать ложки и миски из дерева. Лишь тогда экспедиция смогла продолжить свой путь.
В самом начале XX века в Петербурге на складе военного оборудования произошла скандальная история: во время ревизии к ужасу интенданта выяснилось, что оловянные пуговицы для солдатских мундиров исчезли, а ящики, в которых они хранились, доверху заполнены серым порошком. И хотя на складе был лютый холод, горе-интенданту стало жарко. Еще бы: его, конечно, заподозрят в краже, а это ничего, кроме каторжных работ, не сулит. Спасло бедолагу заключение химической лаборатории, куда ревизоры направили содержимое ящиков:
«Присланное вами для анализа вещество, несомненно, олово. Очевидно, в данном случае имело место явление, известное в химии под названием ,, оловянная чума"».
Какие же процессы лежат в основе этих превращений олова? В средние века невежественные церковники считали что «оловянная чума» вызывается наговорами ведьмы, и поэтому многие ни в чем не повинные женщины были сожжены на «очистительных» кострах. С развитием науки нелепость таких утверждений становилась очевидной, но найти истинную причину «оловянной чумы» ученые еще долго не могли.
Теперь к реалиям, олово обладает одной хитрой особенностью: при температуре ниже 13 градусов устойчивой модификацией олова (оно существует в трех видоизменениях) является серая порошкообразная форма (плотность 5,8 ). Поэтому с понижением температуры начинается переход обычной, кристаллической формы в серую, порошкообразную. Скорость перехода тем быстрее, чем ниже температура. При -33°С она достигает максимума.
Моно спросить... а при чем тут олово? Ответ: олово входит в припои, применяемые при пайке...
Кроме болести олова ... при пайке применяется флюс, основным назначением которого является удаление окислов с поверхностей паяемых металлов, после пайки в промышленных условиях флюс принудительно смывают с печатных плат и прочих поверхностей... В бытовых условиях после пайки флюс все таки остается, что приводит к процессу разрушения паяных соединений.
Итог: надежнее скрутки, да еще качественно выполненной и зафиксированной современными термоусаживаемыми трубками нет способа обеспечения качественного климатоустойчивого устойчивого к воздействиям влаги контакта токопроводящих элементов. Коими и являются оголенные многожильные провода (в старину называемые лидцентрат)
: :
З.Ы. Но... если аппарат используется при температурах не ниже -5 градусов да еще при пониженной влажности воздуха (знаю я такие места, это арабские страны, Африка, Южная америка, Центральная америка, Индия, Австралия и т.п.) то, конешно, моно и паять...
Но, вроде мы в Рассее? :
З.З.Ы. Канечно я в своем повествовании гиперболизировал свойства припоев (свойства олова наоборот не стал полностью обливать грязью, хотя и при воздействии агрессивных сред оно не очень хорошо себя ведет), и есть способ защиты припоев от болести олова, но... факт есть факт: в автомобильной промышленности стараются использовать методы скрутки или обжима, это надежнее и спокойнее.