КАС, вот статья:
автор Иван ЕВДОКИМОВ,
фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
В прошлых номерах мы рассказывали о винтовых дифференциалах повышенного трения типа Torsen для редукторных мостов автомобилей «УАЗ». Эти приспособления оказываются весьма полезными на бездорожье, однако для экстремальных ситуаций и спорта их эффективности не всегда достаточно.
Если обладатели Gelandewagen и Land Cruiser могли иметь жесткие, принудительно включаемые блокировки межколесных дифференциалов в штатной комплектации, а владельцы других иностранных внедорожников приобрести и установить за дополнительную плату, то энтузиасты отечественных «УАЗов» до последнего времени были обижены как заводом, так и тюнинг-компаниями. Жесткие стопроцентные блокировки, как известно, позволяют автомобилю двигаться даже в ситуации, когда только одно колесо имеет сцепление с грунтом. Создатель представленной сегодня конструкции, Павел Греков, еще в 1998 году построил свою первую блокировку принудительного типа на «УАЗ». С тех пор она пережила три модификации.
Принцип действия классический: блокируется полуось с коробкой дифференциала с помощью скользящей шлицевой муфты.
Сначала создавался абсолютно новый корпус дифференциала, но сейчас
используется более технологичное решение - меняется только одна половинка, а вторая остается оригинальной. «Блокировочная» часть изготавливается из более качественного материала. На полуоси прорезаются удлиненные шлицы, поверхность цементируется. Скоро появятся усиленные полуоси собственного изготовления. Самое слабое место редукторных мостов «УАЗ» - это короткая полуось, идущая от бортового редуктора в ступицу. Момент на ней за счет бортового редуктора выше, а способность скручиваться при перегрузках -меньше, вот она и выходит из строя.
Привод осуществляется тросиком. В салоне автомобиля размещается устройство, напоминающее по внешнему виду и внутреннему устройству винтовочный затвор. Рукоятка привода связана с тросиком через пружинный привод. Когда заводится затвор, пружина натягивается, и при попадании «зуба в зуб» автоматически «дощелкивает» блокировку. Так же происходит выключение. Сначала сжимается пружина, и затем, когда ослабляется зацепление, происходит автоматическое расцепление блокировки. К небольшой втулке в коробке крепится тросик, контрольный флажок и пружина. На другом конце пружины вторая втулка, к которой
крепится привод. На мосту оплетка тросика зажимается в коробке привода, тросик цепляется к управляющей вилке, которая, в свою очередь, скользит по стержню и двигает муфту. Благодаря такой конструкции исключается самопроизвольное включение-выключение блокировки. Обрыв тросика может произойти только в очень сложных ситуациях при наматывании его на карданный вал. В общем, привод получился простым, как и весь механизм. Он не замерзает на морозе, намного прочнее, чем пневматический, и не так боится коррозии, как электрический.
Оптимальными для использования с системой, по мнению самого Павла, являются колеса размером до 35xl2.5R15. Правила обращения предельно просты и ничем не отличаются от подобных правил для других принудительных блокировок: желательно включать их заранее, до момента использования, на небольшом ходу, а не во время буксования, и следить за полнотой включения. Ни в коем случае не следует забывать выключать блокировки на твердом покрытии. Кроме того, нужно избегать прыжков и резких ударов - именно в такие моменты и ломается блокированная трансмиссия, а если нет возможности проскальзывания, ломаются полуоси.
В салоне машины, на полу между сиденьями, можно обнаружить две стальные коробки, из которых, подобно затвору винтовки, торчат ручки управления блокировками. Из коробки, помимо рукоятки управления, торчит еще флажок индикатора включения-выключения. Включение происходит следующим образом: затвор переводится в крайнее положение, соответствующее включению, затем следует проехать некоторое расстояние, дождавшись, пока флажок-индикатор займет положение «заблокировано». Если включается передняя блокировка - усилие на руле резко возрастает. Зато «заблокированный» «УАЗ» позволяет творить чудеса! На фотографиях видно, как он едет по бетонным блокам. При этом ни одно колесо не буксует, что позволяет легко контролировать машину, идущую с поперечным креном в сорок градусов! Такие блокировки могут изменить «расстановку сил» во внедорожном спорте, значительно повысив эффективность ульяновских внедорожников в трофи-рейдах и джип-триале.
Блокировки
предоставлены компанией
«Экстрим-Авто»,
тел.(926)228.28.70
июнь 2004
|