А можно я выступлю с речью?
Упрощенный пример.
При равномерном движении крутящий момент двигателя Мд прямо пропорционален силе сопротивления дороги, т.е. силе сопр-я качению + силе сопротивления воздуха + силе сопротивления подъему.
Допустим, Нива весом около 1300 кг. на 3-й пер (обороты коленвала около 3000 об/мин) движется по чистому асфальту (горизонтальная дорога) со ск-ю примерно 50-60 км/ч, Мд при этом будет примерно = 27 Нм.
Внезапно начинает валить густой снег, дорогу быстро переметает, коэф-т сопротивления качению Кск становится = 0,1. Теперь для движении Нивы с той же скоростью по свежевыпавшему снежку необходим Мд = 81 Нм. Макс Мд=127 Нм, поэтому пока момента хватает, и в данных условиях необходимо поддерживать выбранную скорость (благо дорога прямая), т.к. быстро движущаяся машина не успевает сильно проваливаться в снег (явление, схожее по природе с аквапланированием), а также проходит появившиеся переметы за счет силы инерции.
Но вот дорогу еще сильнее завалило, Кск стал = 0,2 и чтобы двигаться на 3-й пер. с той же скоростью мотору нужно развить Мд=149 Нм. Но макс Мд=127 Нм.
То есть по мере увеличении силы сопротивления дороги водителю волей-неволей нужно будет переключится на низшую ступень КПП – 2-ю.
Как известно, в плохих сцепных условиях переключение на другую ступень КПП может повлечь замедление движения машины и привести к ее застреванию. Так и выходит, водитель выключает сцепление, машина замедляет скорость, «оседает» в снег, Кск увеличивается и становится близок к 0,3 но при этом коэф-т сцепления также (в данном условном примере) близок к 0,3 в итоге при движении на 2-й пер-че сила сцепления шин становится примерно равной силе сопротивления движению, возникает пробуксовка колес и машина вязнет в снегу. Теперь двигаться можно лишь с отходом назад, т.е. утрамбовывая снег и пробивая дорогу.
А если бы в рассмотренном примере мотор обладал максимальным Мд=200 Нм, можно было бы не сбавляя скорости двигаться на 3-й пер и при этом иметь запас по моменту двигателя = 64 Нм, который пригодился бы, например, при увеличении скорости встречного ветра или изменении уклона дороги.
А если бы макс Мд был 250 Нм, машина могла бы без перемены передаточного числа преодолеть еще большую силу сопротивления дороги и единственным ограничением ее движения был бы запас силы сцепления шин. К тому же на 3-й передаче можно было бы изменением хода педали точнее дозировать необходимую окружную силу, прилагаемую к колесам.
Вот что называется «эластичность двигателя» - это резерв его крутящего момента, чем он больше, тем лучше у дв-ля самоприспособляемость, т.е. способность наращивать крутящий момент Мк на колесах самостоятельно без необходимости смены передаточного числа привода.
Соответственно это свойство двигателя улучшает проходимость машины.
|