Всем привет!
Вообще-то не планировал в этом полугодии публиковать свой долговременный дневник-отчет, но из любви к искусству пойду на компромисс: покажу фрагмент своего литературного труда. Там как раз по этой теме написано.
Итак, поехали...
"фрагмент"
...На Крещенье выпал, наконец-то, долгожданный снег. Хоть не по асфальту ездить. Как здорово ездить на постоянном полном приводе по заснеженным дорогам! Сразу, после снегопадов поехали в Вишневогорск на шоколадную фабрику. За халвой. Дорога- горная, довольно извилистая и заснеженная. А по бокам- красота! Зимний лес! Конечно же поехали на замерзший карьер пробовать как ведет себя машина. Эмоций и восторга- море! Никогда такого ускорения на льду не испытывал, да это еще что! Вот когда ее боком, в заносе ведешь и она при этом ускоряется! Это нечто, скажу я вам! Обязательно попробуйте. Очень рекомендую. Бодрит, знаете ли. Но, между тем, управляемость полноприводника очень хитрая- присутствует недостаточная поворачиваемость. Можно конечно разматывать ее ручником, но при таких скоростях получается грубо и опасно. Контрсмещение иногда помогает, если успеешь)). Самый оптимальный вариант- их два!. Первый: использовать динамическое распределение веса по осям. Полный привод очень чутко реагирует на распределение веса по осям (почитайте М. Горбачева) Выглядит так: на прямой разгоняешься, перед входом в поворот не ссышь и не тормозишь, в фазе входа в поворот бросаешь газ, но не до конца- так, педальку отпустил и снова придавил легонько. Руль при сбросе газа должен быть распрямлен! Это важно! Зад плавно начинает заносить, дальше работая газом, и, минимально рулем, проходим в скольжении поворот, как только нос устремляется в сторону выхода из поворота, жмем газулю, и мощно выходим из него. Одно но! Этот способ прокатывает в случае, когда разгонный прямик до входа в поворот небольшой. Иначе, если прямик длинный, можно разогнаться и за 80 км/ч. А это слишком высокая скорость для маневров на льду на машине с высоким центром тяжести. А рисковать на гражданской машине нельзя. Вот для таких случаев пригоден вариант нумеро два. Длинный прямик- идем в полный газ, скрость за 90 км/ ч, перед поворотом интенсивно оттормаживаемся (лучше пертормозить, чем недотормозить, ведь на разгоне мы все равно выиграем).После начинается так называемое "поисковое руление". Я его еще называю- "стежки". Это гораздо трудней, чем тупо газануть, и вести машину в заносе. Здесь наша цель- пройти поворот на грани сцепных свойств шин. Едем по дуге, газ держим ровный, начинается снос передних колес (а он обязательно начнется, если скорость не сброшена до предостановочной), расправляем руль, и плавно снова поворачиваем. При этом чувствуется, как снос сменяется зацепом, и машина слушаясь руля, поворачивает. Но поворачивает совсем чуть-чуть, затем снова снос, опять расправляем руль, и опять выполняем повторный заход в поворот. Движения эти довольно мелкие- руль ходит туда- сюда- туда- сюда. Но важно именно чувствовать моменты этих мельчайших схватываний, и срывов в скольжения. Это касаемо передней оси. Но во время ведения машины по дуге "стежками", задняя ось может попасть на участок более скользкого льда, что же тогда? А это нам на руку! Наша цель- недопустить сноса, а стало быть и потери управления. А занос наш помошник в этом! Если зад заскользил, мы газом фиксируем скольжение, и доворачиваем машину в сторону выхода из поворота. А затем- наш любимый мощный выход!))
И еще- когда, несмотря на все попытки, машина в повороте не держиться, и летит плугом вперед, лучше не пытаться (ручником, или газом) в последний момент перед бруствером повернуть ее боком. Иначе могут быть плохие результаты. Уходить в сугроб надо носом. Безопаснее пробить снежный вал и, проехав по целине, вернуться на трассу. И помнить- все удары боком череваты.
Кстати, можно с успехом использовать "зацеп". То бишь, входим в поворот, и цепляемся передними колесами (хотя бы одним) за внутреннюю бровку трассы- там всегда лежит плотный снег. Зад начинает скользить, и мы газом и рулем ведем (с разгоном!) машину к выходу. Только надо обязательно "зацепиться", иначе фокус не получиться)).
Про "волчок". Выглядит эффектно! Проще всего исполнить при включеной блокировке, передача- первая или вторая, как пойдет. Покрытие- укатанный снег на льду. На голом чистом люду сделать его очень сложно- не цепляет. Трогаемся, выворачиваем руль, и газу! (руль нельзя держать вывернутым до упора- гидроусилитель!) Машина начинает вращаться. С помощью руля и газа можно менять траекторию вращения. Машина может очень быстро вращаться вокруг вертикальной оси, проходящей через центр кузова (такое вращение могут выполнять только полноприводники!), а может боком скользить по кругу.
...
"фрагмент"
|