1. М.Г. Горбачев. «Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль»
2. М.Г. Горбачев. «Экстремальное вождение. Гоночные секреты.»
3. Э.С. Цыганков «120 приемов контраварийного вождения
Справка:
М.Г. Горбачев, автогонщик, мастер спорта СССР по автогонкам, тренер по автоспорту. Многократный участник и призер международных соревнований и гонок разного уровня.
Э.С. Цыганков, заслуженный тренер России. В свое время готовил водителей ГОНа.
Цитата из (1)
«9.2. ТОРМОЖЕНИЕ НА МАШИНАХ С АБС. УДАРЬ ПО ТОРМОЗАМ!
На современных автомобилях тормозная система очень эффективна, и торможение со скорости в 100 км/ч до полной остановки длится всего 2,6 с. Но главное, что автомобиль, снабженный АБС, абсолютно не меняет своего прямолинейного движения на дороге, даже если за рулем начинающий водитель. Пересаживаясь на автомобиль без АБС, надо помнить о разнице в особенностях торможения. Главная особенность автомобилей с АБС состоит в том, что для экстренного торможения достаточно просто ударить по тормозам — сильно нажать на педаль тормоза.
Однажды в руководстве по эксплуатации «форда фокус» всеволжского производства я прочитал следующее: «В экстренной ситуации выжмите педаль сцепления (!) и непрерывно прикладывайте полное усилие к педали тормоза». Далее сказано, что система АБС помогает, при наличии пространства, объехать препятствия, и рекомендовалось освоить данную технику торможения. Вот это да! Здесь стоит разобраться подробнейшим образом.
Почему ударить? Дело в том, что АБС включится в работу только на границе блокирования шин, то есть в самом начале юза. Значит, осторожное обращение с педалью тормоза здесь уже неуместно. Более того, излишне нежное торможение может даже навредить, так как оно будет происходить без участия системы, а значит, машину может понести. Правда, как только это произойдет, водитель сильнее нажмет на педаль тормоза и АБС включится и рулем можно будет подправить положение машины на дороге.
Еще одна особенность состоит в том, что современные системы АБС любят работать «без посторонней помощи» — без использования тормозного момента двигателя. Кроме того, современные двигатели благодаря электронному управлению впрыском топлива и катализаторам реагируют на сброс газа довольно вяло, что делает торможение двигателем менее эффективным, чем на старых машинах с карбюраторными моторами.
Рекомендация очевидна: переключение на понижающую передачу при торможении на современных автомобилях не требуется. Более того, для объезда препятствия в режиме экстренного торможения (особенно на скользкой дороге) рекомендуется выжимать сцепление. Да, это правда!
Не подлежит сомнению, что на автомобиле, оснащенном АБС, при экстренном торможении надо действительно жать на педаль сцепления одновременно с тормозом. Так считает двукратный чемпион мира по ралли немец Вальтер Рерль, так считает и ваш покорный слуга (рис. 39).
Выходит, что российский водитель дождался своего звездного часа, и теперь его считавшийся специалистами неверным метод торможения стал, наоборот, абсолютно правильным благодаря АБС. И произошло это исключительно благодаря гениальному изобретению АБС и широкому использованию его большинством автопроизводителей.
При торможении на машине, оборудованной антиблокировочной системой тормозов, возможна только кратковременная блокировка шин. Никаких черных полос на асфальте не останется. Понятие юз в торможении с АБС как таковое отсутствует. Именно поэтому на машинах, оборудованных АБС, тормозить гораздо легче. Главное, даже при экстренном торможении можно подруливать, и автомобиль вряд ли развернет. Это основной и очень существенный плюс. Поэтому не ошибусь, если назову АБС лучшим автомобильным изобретением прошлого века.
Но не стоит думать, что АБС сокращает тормозной путь! Известный немецкий автогонщик Кристиан Даннер, много лет ведущий рубрику «Советы по вождению» в немецком журнале «Auto Motor und Sport», при каждом удобном случае считает своим долгом напоминать водителям: «Ошибочно считать тормозной путь автомобиля с АБС короче, чем без антиблокировочной системы. Главная заслуга АБС в том, что при экстренном торможении машина остается управляемой!»
Если АБС вышла из строя — загорается надпись «АБС» в окошке, что размещается на приборной панели. В этом случае автомобиль тормозит как без АБС. Это означает, что продолжать движение на нем можно, но все же лучше ехать в сторону автосервиса.
Как и любая электронная система, вмешивающаяся в управление автомобилем, АБС имеет свои недостатки. Проявляются они весьма неприятным образом — в значительном увеличении тормозного пути в некоторых ситуациях. Их и рассмотрим.
Во-первых, при подскоке колес на асфальте (а он неизбежен, если тормозить приходится на «гребенке») АБС включается раньше обычного, и тормозной путь сильно увеличивается.
Система работает правильно только при наличии контакта всех четырех колес с покрытием. При ударе по тормозной педали шины буквально пару мгновений находятся в начальной стадии юза, что и обеспечивает интенсивность торможения. То есть торможение происходит как бы на грани скольжения шин, что и обеспечивает короткий тормозной путь, во всяком случае, не длиннее, чем на машине без АБС. При торможении на однородном покрытии АБС вступает в работу, только если машину начинает разворачивать, что вызывает разность скорости вращения колес, считываемую датчиками и отправляющими эту информацию в компьютер, который и включает АБС.
Иное дело, когда колеса оказываются в воздухе. В этот момент моментально включается АБС и тормозной путь значительно увеличивается. Этот эффект был обнаружен одним из наших автогонщиков на трассе «Невское кольцо», где в зоне эффективного торможения, перед поворотом «Пирс» как раз имеется участок волнистого асфальта. Обнаружен постфактум, после того как аварии, столкновения с отбойником, ему, увы, избежать не удалось. Случился этот инцидент несколько лет назад, когда на российской трассе впервые за историю автогонок на кольцевой трассе появились машины с АБС («фольксваген-поло»).
Во-вторых, тот же эффект раннего включения АБС наблюдается, когда экстренное торможение приходится на участок асфальта, на котором рассыпан гравий или который покрыт песком или грязью.
В-третьих, в экстремальной ситуации, когда машина вылетает с трассы на траву, тормозить практически бесполезно — вмешательство АБС только ухудшает ситуацию. Лучше бы в этот момент колеса были заблокированы, и тогда они буквально вгрызлись бы в землю, собирая перед собой валики из земли. Точно так же при торможении на голом льду у водителя создается ощущение, что машина с АБС практически не тормозит. Как это ни покажется странным, но, если бы колеса пошли в юз, проку было бы больше. Еще лучше было бы применить импульсное, или прерывистое, торможение, но с АБС это невозможно.
Вот таким образом информация, полученная на гонках, помогает создать полную картину минусов этой умной и, безусловно, очень полезной системы. А знать минусы необходимо каждому водителю.»
Цитата из (2)
“Педаль тормоза
Педалью тормоза мы перемещаем вес автомобиля вперед, изменяя его динамический баланс, то есть создаем негативное ускорение. Поэтому основная тормозная нагрузка приходится на передние колеса: при торможении они загружаются, и ничего другого не дано. Следвательно, торможение сильно меняет динамический баланс автомобиля.
При торможении надо помнить, что чем нежнее обращение с тормозной педалью, тем лучше будет сбалансирован автомобиль и тем больше шансов пройти поворот на пределе, максимально быстро. Естественно, нажатие и отпускание тормозной педали должно происходить очень быстро. Но скорость нажатия не должна быть одинаковой — самое важное, чтобы тормоможение было прогрессивным, то есть с увеличивающимся
давлением на педаль. Начинать торможение нужно плавно — чем дальше, тем больше увеличивая силу нажатия на педаль. Если затормозить слишком резко, передние колеса окажутся перегружены и заблокируются. Отпускать педаль нужно тоже очень плавно, но при этом максимально быстро. Технику прогрессивного торможения можно абсолютно безопасно и спокойно отрабатывать каждый день при езде по обычным дорогам. Речь идет о плавном торможении, когда АБС еще не вступило в работу.
Все современные автомобили, даже если речь идет о действительно спортивных машинах, например «порше», оборудованы системами антиблокировки. При экстренном торможении на таких машинах надо просто ударить по тормозам что есть силы. Колеса при этом не заблокируются и шины не пойдут юзом — АБС и предназначается для того, чтобы предотвратить блокировку колес.
А если ситуация действительно серьезная — требуется и выжать сцепление. Это поможет объехать препятствие на торможении или спасти ситуацию в повороте, где скорость оказалась слишком велика. На современных автомобилях система АБС работает настолько хорошо, что можно полностью на нее положиться и нейтрализовать тормозной эффект мотора, который в этом случае будет только мешать. “
Цитата из (3)
"Естественно, что у любого человека, который готовит себя к вождению в нормальных условиях и у которого не возникает желания «купаться в стрессе» или соревноваться на гоночных трассах возникает вопрос: «Зачем нужно постоянно применять какие-то усложненные приемы торможения, которые не нужны для простых ситуаций?!» Ответ предельно прост: в критических ситуациях с острым дефицитом времени водитель может рассчитывать только на рефлекторную реакцию. Если такие реакции, элементы и приемы не отработаны заранее, то рассчитывать на успех не приходится.
Сегодня многие водители обезопасили себя от последствий полной блокировки колес при торможении, приобретя современные модели автомобилей, оснащенные устройством АВS (антиблокировочная система). Эта система способна посылать на тормозные машинки колес до 12 импульсов в секунду, что не по силам даже выдающимся гонщикам. Система отслеживает скорость вращения каждого колеса в отдельности и помогает водителю сохранить устойчивость и управляемость автомобиля. Это особенно важно в условиях скоростного прохождения поворотов и при экстренных маневрах.
Однако при всех плюсах АВS, у этой системы имеются серьезные проблемы, влияющие на безопасность. Так, на переднеприводных автомобилях она исключает возможность применения приема «газ—тормоз» (торможение левой ногой при сохранении тяги) для поворота автомобиля при управляемом соскальзывании задней оси. Такой прием чрезвычайно важен в условиях скользкой дороги, когда возможности перевернуть автомобиль передними колесами сильно ограничены. АВS мешает и преодолению неровностей, т. к. исключает применение резкого торможения, с помощью которого можно искусственно сжать пружины передней подвески, а затем воспользоваться последствием этого действия и разгрузить передние колеса, чтобы избежать удара о препятствие.
АВS по своей сути не предназначена для преодоления критических ситуаций, ее лучше рассматривать как профилактическое средство безопасности, исключающее грубую ошибку водителя. В экстремальных условиях от АВS можно ожидать следующие проблемы:
Выполняя торможение с помощью АВS (нажав на педаль тормоза мощным усилием) и получая подтверждение о включении системы в работу (толчки педали по ноге), водитель не может точно определить, в каком месте произойдет остановка автомобиля, потому что тормозит не он сам, а программа АВS.
Многие водители, начиная торможение с максимальной скорости (более 130 км/ч) на скользкой дороге, особенно на летних шинах, первое мгновение ощущают пассивность АВS. Это связано с тем, что прежде чем начать интенсивное торможение, АВS тестирует дорогу, определяя ее скользкость. Даже такой микроскопический отрезок времени без торможения вызывает у человека стресс и сомнения.
Выполняя торможение на дороге с неоднородным сцеплением (лед, асфальт, снег, вода), АВS снимает тормозное усилие с колеса или колес, имеющих недостаточное зацепление, чтобы сохранить автомобилю устойчивость и предотвратить занос или продольное скольжение. Водитель неожиданно для себя ощущает уменьшение тормозной динамики.
Выполняя торможение на неровностях, АВS прекращает торможение колеса или колес в фазе подскока. Водитель испытывает состояние тревоги из-за пассивности тормозной системы.
АВS прекращает работу на скорости около 5 км/ч (отключается). Водители тяжелых автомобилей (инкассаторские автомобили, бронированные лимузины), продолжая торможение в последней фазе, попадают в ситуацию с полной блокировкой колес при продольном скольжении. Блокировка отнимает у них 1—1,5 м дистанции для полной остановки, и если препятствие находится в непосредственной близости, то происходит столкновение.
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ АВS
Плюсы
1. Позволяет тормозить в повороте как на входе, так и на дуге.
2. Позволяет тормозить и маневрировать одновременно.
3. Позволяет не менять тормозное усилие в зависимости от коэффициента сцепления.
4. Позволяет избегать блокировки колес при любом тормозном усилии.
5. Помогает слабо подготовленному водителю избежать грубых ошибок.
Минусы
1. Водитель не может точно определить, где произойдет остановка автомобиля.
2. При торможении на льду на летних шинах водитель может получить стресс, т. к. в первый момент автомобиль не реагирует на тормозную педаль.
3. При торможении на дороге с меняющимся коэффициентом сцепления или на неровностях АВS проявляет пассивность, т. к. снижает тормозной эффект «ранимых» колес .
4. ABS может существенно снизить тормозную динамику при ритмичном подскоке колес на брусчатке или мелких неровностях.
5. ABS очень раним при торможении на снежной целине, мягком и сыпучем грунте, т. к. исключает даже кратковременную блокировку колес
6. АВS отключается на скорости 5—7 км/ч, что может привести к кратковременной блокировке колес в последний момент замедления и продольному скольжению автомобиля."
|