Строго говоря, автомобиль - это продуманное соединение отдельных узлов и агрегатов, механический, электрический и гидравлический комплекс. Однако в быту издревле принято мерятся отдельными характеристиками автомобиля, по большей части - характеристиками двигателя. Что за двигатель? А "лошадей" сколько? Ремень или цепь? А коробка какая? И прочие простенькие вопросы.
На Saturn VUE 1-го поколения
устанавливался достаточно распространённый бензиновый двигатель Opel Z22SE (по внутренней классификации GM - L61, он же I-4) семейства "Ecotec". Установленный поперечно двигатель имеет рабочий объём 2,2 л (2198 куб. см),
максимальную мощность 143 л.с. (107 кВт) при оборотах в 5400 мин-1, выдаёт крутящий момент в 206 Нм при оборотах в 4000 мин-1, 4 цилиндра, 16 клапанов (по 4 на каждый цилиндр), два распределительных вала с верхним расположением (DOHC). Система привода в двигателе очень интересная - нельзя прямо ответить на вопрос "цепь или ремень", потому что данный двигатель имеет и цепь, и ремень.
Причём цепь не одна, а две: одна приводит в действие распредвалы, а вторая - балансировочные валы. А вот агрегаты приводятся в действие классическим ремнём.
Масса двигателя - примерно 140 кг. Компрессия - 10, порядок зажигания в цилиндрах - 1-3-4-2, последовательный впрыск топлива, управляемый электроникой. Привод заслонки управления газом - электронный (для VUE). Для снижения вибраций разработчики двигателя применили сборку из двух балансировочных валов, которые установлены между головкой блока цилиндров и картером. Все агрегаты - генератор, помпа, компрессор кондиционера, привод усилителя руля, масляный насос - смонтированы на самом двигателе (т.е. без использования разных хитрых конструкций типа "фланец" или "проставка":smile_wink: и также приводятся в действие тем же ремнём, что и распредвалы. Цилиндры, головка их блока, масляный картер и клапана выполнены из алюминия, направляющие цилиндров, распредвалы и коленвал - из чугуна, шатуны - из порошкового металла. Масляный насос шестерёнчатый, масляный фильтр имеет полнопоточный сменный элемент типа "картридж" (т.е. не требует снятия корпуса). Производился на заводе корпорации GM в городе Спринг Хилл, штат Теннесси (это для VUE, а не вообще).
Двигатель не самый редкий - на что его только не ставили. Для отечественных автолюбителей он наиболее часто встречается на Opel Zafira и Opel Vectra разных поколений. (Если не ошибаюсь, то Opel Zafira A и Opel Vectra C.) Основные нарекания к двигателю (типичный
пример) - перемудрили с приводом ГРМ (классическое "лучшее враг хорошего":smile_wink: и довыпендривались с материалом головки блока цилиндров. В остальном, надёжный агрегат, если следить за состоянием привода ГРМ и не усердствовать с закручиванием всякого в ГБЦ.
На Диваныче двигатель расположен достаточно удачно - моторный отсек очень просторный, достаточно легко (даже мне) достать почти до любого агрегата. А это, видимо, всё потому, что на VUE ставился также 3,5-литровый двигатель, который по размерам ощутимом побольше. Мне такой не нужен, а вот простор в моторном отсеке - штука хорошая. Кстати, расположение различный узлов и агрегатов в моторном отсеке также заслуживает похвалы. Расширительный бачок и бачок с омывающей жидкостью - справа у крыла, оба вверху. Слева от них - аккумулятор (прикрыт крышкой), над ним - блок предохранителей. Воздушный фильтр двигателя - справа, прикрыт крышкой. Обслуживать этот двигатель владельцу - удовольствие.
А вот с коробками передач у VUE посложнее. Всего их ставилось три вида - механическая (на модели типа "нищеброд":smile_wink:, гидромеханическая (на Диваныче в частности) и вариатор (только на полноприводные VUE). Последний - тихий ужас по всем отзывам, агрегат с безобразной надёжностью и для сугубо богатого как деньгами и свободным временем, так и крепкого нервами владельца. На Диваныче установлена простецкая (можно сказать, пролетарская)
гидромеханическая передача 4T45E, которая в моделях корпорации GM использовалась примерно так же часто, как и многие запчасти от ВАЗ-2101 до сих пор используются в современных автомобилях из Тольятти. Четырёхступенчатая гидромеханическая передача с электронным управлением муфтой гидротрансформатора, предназначенная для переднеприводных автомобилей. (Кстати, да, Диваныч переднеприводной.) Несколько забавно, что на официальном сайте GM для Saturn VUE указан только тот самый страшный вариатор (М75/М16), однако даже неопытный взгляд снизу различает по форме крышки картера, что это точно не вариатор - это именно 4Т45Е (MN5), однако схема работы ГМТ соответствует той, что на вариаторе. Существует шесть режимов работы: P - парковка, R - движение задним ходом, N - нейтральное положение (ведущие колёса отсоединены от двигателя), D - собственно, основной режим движения, I - в вольном переводе, "усиленный режим" (в оригинале - intermediate, предназначен для движения сильно загруженного автомобиля, например с прицепом типа "домик на колёсах":smile_wink: и L - "пониженная" передача, для движения в условиях плохого сцепления с дорогой или отсутствия таковой (насколько позволит резина, разумеется). В целом, гидромеханика на Диваныче
не самая капризная и достаточно надёжная если, традиционно, над ней не измываться, регулярно (не реже чем в 25 тысяч миль или 40 тысяч километров пробега) менять рабочую жидкость и избегать перегревов. Поскольку ГМТ имеет электронное управление, то, как правило, оно же
первым и "накрывается" - "летят" золотники на 1-2 или 3-4 передачах. Может выйти из строя клапан управления гидротрансформатором или муфта прямого хода. Ну а, собственно, что вообще не ломается?
Пожалуй, Диваныч имеет удачное сочетание двигателя и трансмиссии - оба наиболее дорогих в ремонте (но и наиболее нагруженных) агрегата, в целом, достаточно неприхотливы и живучи. Или, во всяком случае, хочется в это верить.
